Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Веселая логоритмика

Структура
1. Пояснительная записка …………………………………………...………….……
- Нормативно-правовое обеспечение программы……………………….….………
- сведения о программе…………………………………………………..….….…….
- характеристики программы ……………………………………………..….….…...
- адресат Программы………………………………………………………………….
- срок реализации Программы………………………………………..………….......
- объем учебного времени……………………………………………..……………..
- режим занятий…………………………………………………………..…………...
- формы обучения и виды занятий ……………………………………..……………
Форма подведения результатов ………………………………………………….…..
Цель и задачи реализации Программы ……………………………………………...
2. Содержание программы …………………………………………………………...
3.Планируемые результаты освоения Программы …………………………………
4. Организационно-педагогические условия программы ………………………….
- материально-техническое обеспечение……………………………………………
- методическое и информационное обеспечение (печатное и электронное)……...
- кадровое обеспечение……………………………………………………………….
- методы и приемы обучения …………………………………………………….…..
- структура занятия……………………………………………………………………
5. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………………………….
Список литературы …………………………………………………………………...
Приложение 1. Учебный план
Приложение 2 Календарный учебный график
Приложение 3. Рабочая программа

2

стр.
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
5
5
20
21
21
21
22
22
22
22
24

1.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Веселая логоритмика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 9».
Сведения о Программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Веселая логоритмика» (далее Программа) ориентирована
на формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство
ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить в детском саду
образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе детям с ОВЗ (задержки речевого и психического развития,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений и пр.
Таким образом, Программа направлена на коррекцию и профилактику имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста, посредством сочетания
слова, музыки и движения.
3

Характеристики Программы
Программа предусматривает логопедическое воздействие на детей дошкольного
возраста. Считается целесообразно оказывать логопедическое воздействие на детей с 3-х
летнего возраста с целью профилактики речевых расстройств и предотвращения тяжелых
нарушений речи. Программа по логоритмике включает работу над формированием
коммуникативной компетенции детей в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Веселая логоритмика» предусматривает обучение детей от 5 до 7
лет в том числе дети с ОВЗ. К освоению Программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество воспитанников в одной группе: 10 - 12 человек.
Срок реализации Программы
Срок реализации программы – 2 года.
Объем учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 72 учебных часа из них:
1 год обучения – 36 учебных часов;
2 год обучения – 36 учебных часов;
Режим занятий
- первый год обучения – 1 раз в неделю (1 учебный час, для возраста 5-6 лет – 25
минут);
- второй год обучения – 1 раз в неделю (1 учебный час, для возраста 6-7 лет – 30
минут).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
- обучение по Программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Форма и режим занятий
Прамма предусматривает подгрупповые занятия, 1 раз в неделю.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Постановка звука.

Автоматизация поставленного звука.

Дифференциация звуков.

Введение звука в активную речь.

Развитие связной выразительной речи.
Форма подведения результатов
Организация открытого занятия для родителей.

4

Цель и задачи реализации Программы
Целью данной программы является создание условий для преодоления речевых
нарушений у дошкольников, путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со
словом, движением и музыкой через систему логоритмических занятий.
Задачи:
Обучающие:
 формировать навык правильного произношения и употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;
 учить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
 учить артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике.
Развивающие:
 развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
 развивать пространственные представления;
 развивать связную речь, мелодико–интонационные и просодические
компоненты речи, творческую фантазию и воображение;
 формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично
и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Воспитательные:
 содействовать нравственному, эстетическому воспитанию детей (формирование
навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать
собственное поведение с поведением других детей);
 совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
2. Содержание программы
Модуль 1. «Первый год обучения»
Учебно-тематический план
N
п/п

Название Темаа

1

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Вводное занятие»
«Спор грибов и
ягод»

1
1

1
0

0
1

беседа
контрольное
упражнение

1

0

1

1

0

1

5

«Путешествие
язычка»
«В гостях у лесного
гнома»
«Яблоко»

1

0

1

6

«Пых»

1

0

1

7

«Сбор овощей»

1

0

1

8

«Колосок»

1

0

1

9

«Приключения
дождика»
«Краски осени»

1

0

1

1

0

1

«Палочкавыручалочка»
«Как коза в лесу

1

0

1

1

0

1

контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное

2
3
4

10
11
12

5

13

избушку построила»
«Кот, петух и лиса»

1

0

1

14

«Теремок-холодок»

1

0

1

15

1

0

1

1

0

1

17

«Дед
Мороз
построил дом»
«Отчего у белого
медведя
нос
черный»
«Елка»

1

0

1

18

«Снеговик на елке»

1

0

1

19

«Морозята»

1

0

1

20

«Мороз Иванович»

1

0

1

21

«Приключения
Снежинки»
«Снежная книга»

1

0

1

1

0

1

«Мороз, солнце и 1
ветер»
«Парад на Красной 1
площади»
«Гуси-лебеди»
1

0

1

0

1

0

1

«Я
маму
обидел»
«Кем быть?»

мою 1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

32

«Откуда у носорога
шкура»
«Откуда у верблюда
горб»
«Космическое
путешествие»
«Лекарство
от
зевоты»
«Пасха»

1

0

1

33

«Колобок»

1

0

1

34

«Волшебное
зеркальце»
«Как
муравьишка
дом
солнышка
искал»
«История о том, как
гном построил дом»
ИТОГО

1

0

1

1

0

1

1

0

1

36

1

35

16

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

35

36

6

упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение

Содержание учебного плана
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с правилами поведения на занятиях, правилами безопасности.
Тема 2. «Спор грибов и ягод»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Двигательное упражнение
«Прогулка в лес». Пальчиковая игра «здравствуй». «Чистоговорка «С». Коммуникативная
игра «Здравствуй, друг». Массаж «дождик». Упражнение на развитие мимических мышц.
Логопедическая гимнастика.
Тема 3. «Путешествие язычка»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Сказка про язычок. «Чистоговорка
«С». Коммуникативный танец «Хоровод дружбы». Логопедическая гимнастика «Грибок».
Стихотворение с движением «Меж еловых лап». Упражнение на развитие мимических
мышц «Пассажиры». Фонопедическое упражнение».
Тема 4. «В гостях у лесного гнома»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Попевка «Осенины». Ритмическая
игра «Лешкин клен». Двигательное упражнение «К гному в гости». Пальчиковая игра
«Здравствуй». Чистоговорка «С-З». Развитие ритмического слуха «По ягоды».
Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка». Логопедическая гимнастика на
укрепление губ. Попевка «Кап-кап». Игра на развитие внимания «Лужа».
Тема 5. «Яблоко»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». Упражнение на
развитие внимания «Полет». Стихотворение с движением «Меж еловых лап».
Чистоговорка «Т-Т». Логопедическая гимнастика.
Тема 6. «Пых»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж спины под песню «Дождик».
Попевка «Осенины». Упражнение на развитие дыхательных мышц «Ветер».
Стихотворение с движением «Малина». Хоровод «По малину». Пальчиковая игра «варим
суп». Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание». Чистоговорка «Д-Д». Игра на
развитие быстроты реакции «Ежик».
Тема 7. «Сбор овощей»
7

Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонепедическое упражнение «Осень». Ритмическая игра
«Лешкин клен». Хороводная игра «здравствуй, осень!». Попевка «Кап-кап». Массаж
спины под песню «Дождик». Общеразвивающее упражнение «На огороде».
Логопедическая гимнастика. Пальчиковая игра «Варим суп».
Тема 8. «Колосок»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Речевое упражнение «Петушок». Пальчиковая игра
«Здравствуй!». Коммуникативная игра «Здравствуй, друг». Логопедическая гимнастика.
Пальчиковая игра «варим суп». Хоровод «По малину». Фонопедические упражнения.
Тема 9. «Приключения дождика»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Чистоговорка «Л-Л». Хороводная игра «здравствуй, осень!».
Коммуникативная игра «Туча». Логопедическая гимнастика. Танец с листьями.
Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки». Хоровод «Урожай
собирай». Попевка «кап-кап». Пальчиковая игра «Варим суп».
Тема 10. «Краски осени»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Распевка «осенние листья». Хороводная игра «Здравствуй,
осень». Фонопедические упражнения «Перед дождем». Пальчиковая игра «осень». Танец
осенних листьев. Стихотворение с движением «Малина». Игра «Кто скорее».
Чистоговорка «Ц-Ц».
Тема 11. «Палочка-выручалочка»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая игра «осень». Чистоговорка «Н-Н». Попевка
«Качели». Упражнение на развитие внимания «Не упади». Упражнение на развитие
мимики. Логопедическая гимнастика. Игра «Зайцы и волк».
Тема 12. «Как коза в лесу избушку построила»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Разучивание скороговорок. Упражнение на развитие внимания
«Замри». Чистоговорка «Д-Д». Игра «Кто скорее». Стихотворение с движениями «елка».
Упражнение на развитие мимики. Пальчиковая игра «Строим дом». Логопедическая
гимнастика. Попевка «качели». Пальчиковая игра «осень».
8

Тема 13. «Кот, петух и лиса»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «Небо синее». Пальчиковая игра «Строим дом».
Фонопедическое упражнение «Листочек». Чистоговорка «Р». Речевое упражнение
«Петушок». Упражнение на развитие внимания «Замри». Логопедическая гимнастика.
Тема 14. «Теремок-холодок»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Чистоговорка «Холода». Попевка «Небо синее». Игра на
развитие внимания «Птицы». Логопедическая гимнастика. Песня с движением «В лесу
родилась елочка». Пальчиковая игра «Строим дом». Фонопедическое упражнение.
Упражнение на развитие воображения «Дорожка». Двигательное упражнение «ты шагай».
Пальчиковая игра «Снеговик». Ритмическое упражнение «Мороз».
Тема 15. Дед мороз построил дом»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «Небо синее». Чистоговорка «Л-Л». Фонопедическое
упражнение «Метель». Упражнение на развитие воображения «Дорожка». Пальчиковая
игра «Строим дом». Логопедическая гимнастика. Пальчиковая игра «Снеговик».
Ритмическое упражнение «Мороз».
Тема 16. «Отчего у белого медведя нос черный»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «Небо синее». Чистоговорка «С-С». Упражнение на
развитие внимания «Белый медведь». Логопедическая гимнастика. Фонопедическое
упражнение «Напугаем медведя». Игра «Ветер северный». Ритмическое упражнение
«Мороз».
Тема 17. «Елка»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая игра «Снеговик». Упранение на воображение
«Дорожка». Фонопедическое упражнение «елка». Игра «Ветер северный». Чистоговорка
«П-П». Логопедическая гимнастика. Упражнение на внимание «Сорока». Дыхательное
упражнение «Ты шагай». Пальчиковая игра «Украшаем елочку». Ритмическое
упражнение «Мороз».
Тема 18. «Снеговик на елке»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
9

Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Чистоговорка «В-В». Фонопедическое упражнение «Зима».
Песня о зиме. Пальчиковая игра «Снеговик». Упражнение на координацию речи и
движения «Зимние забавы». Пальчиковая игра «Украшаем елочку». Логопедическая
гимнастика. Новогодний хоровод. Игра «Маскарад». Упражнение на развитие мимических
мышц. Игра «Заморожу».
Тема 19. «Морозята»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Морозята». Песня о зиме.
Пальчиковая игра «Украшаем елочку». Чистоговорка «З-З». Пальчиковая игра «Мастера».
Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы». Логопедическая
гимнастика.
Тема 20. «Мороз Иванович»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика «Потягушки». Упражнение на
координацию речи и движения «Умелые ручки». Фонопедическое упражнение.
Двигательное упражнение «Ты шагай». Чистоговорка «К-К». Игра «Яблочко».
Пальчиковая гимнастика «Чашка вышла погулять».
Тема 21. «Приключения снежинки»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Снежинка». Песня о зиме.
Двигательное упражнение «Лесные жители». Чистоговорка «Ц». Игра «Яблочко».
Пальчиковая игра «Мастера». Ира «Снежинки, летайте!». Логопедическая гимнастика для
языка. Стихотворение «Осторожный снег».
Тема 22. «Снежная книга»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика «Язычок». Коммуникативная игра
«Здравствуй, дружок». Разучивание скороговорок. Упражнение на координацию речи и
движения «Умелые ручки». Двигательные упражнения «Лесные жители». Игра на
развитие внимания «Как заяц от лисы прятался». Упражнение на развитие мимических
мышц «Лиса». Игра «Филин». Стихотворение «Осторожный снег».
Тема 23. «Мороз, солнце и ветер»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на развитие внимания «На лошадке». Упражнение
на развитие координации речи и движения «Лесные жители». Фонопедическое
10

упражнение «Кто как кричит». Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять». Песня о
бабушке. Логопедическая гимнастика. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!».
Чистоговорка «Л-Л». Игра «Филин». Упражнение на развитие дыхания «Ветер».
Тема 24. «Парад на Красной площади»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Игра на развитие слухового внимания «На самолете». Речевая
игра «Гости». Упражнение с флажками. Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «Т-Т».
Музыкально-ритмическая композиция». Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 25. «Гуси-лебеди»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на развитие внимания «На лошадке».
Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок». Логопедическая гимнастика. Упражнение
на координацию речи и движения «Умелые ручки». Стихотворение с движениями
«Поедалочка». Игра «Яблочко». Чистоговорка «К-К». Фонопедическое упражнение «В
лесу». Игра «Филин».
Тема 26. «Я маму мою обидел»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Стихотворение «Поедалочка». Логопедическая гимнастика.
Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять». Чистоговорка «М-М». Логопедические
рифмовки. Двигательные упражнения. Ритмическая игра «Молоток». Упражнение на
координацию речи и движения «Самолет». Песня о маме. Игра «Звездочки».
Тема 27. «Кем быть?»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на координацию речи и движения «Умелые
ручки». Ритмическая игра «Молоток». Логопедическая гимнастика. Игра «Нитка и
иголка». Стихотворение с движениями «Поедалочка». Чистоговорка «Р-Р». Упражнение
на координацию речи и движения «Самолет». Пальчиковая игра «Две мартышки».
Тема 28. «Откуда у носорога шкура?».
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на координацию речи и движения «У моря»,
«Обезьяны». Логопедическая гимнастика. Пальчиковая игра «Две мартышки».
Стихотворение с движениями «Поедалочка». Двигательные упражнения «Кто как идет».
Самомассаж тела «Черепаха». Игра на внимание «Купание». Чистоговорка «К-К». Игра
«Звездочки».
Тема 29. «Откуда у верблюда горб?»
11

Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Игра «Горячий конь». Чистоговорка «З-З». Упражнение на
развитие дыхания. Логопедическая гимнастика. Упражнение на координацию речи и
движения «Самолет». Пальчиковая игра «Две мартышки». Двигательные упражнения «В
пустыне». Самомассаж тела «Черепаха». Игра «Звездочки». Упражнения на координацию
речи и движения «Умелые руки».
Тема 30. «Космическое путешествие»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Стихотворение с движением «Где
петушок носит гребешок». Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны».
Пальчиковая игра «Две мартышки». Разучивание скороговорок. Фонопедическое
упражнение «Ракета». Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
Логопедическая гимнастика. Игра «Звездочки». Музыкально-ритмическая композиция
«Волшебный цветок». Упражнение на развитие мимических мышц «Цветок».
Двигательные упражнения «Рыбки». Самомассаж тела «Черепаха».
Тема 31. «Лекарство от зевоты»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Весна». Ритмический танец
«Веселые путешественники». Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений
нижней челюсти. Пальчиковая игра «Две мартышки». Разучивание скороговорок.
Ритмическое упражнение «Смешинка» на дифференциацию звуков «Х-Х».
Ритмодекламация «Солнечные зайчики и тучка».
Тема 32. «Колобок»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Игра «Петя-петушок». Хороводная игра «Колобки».
Фонопедическое упражнение «Полюбуйся – весна». Коммуникативная игра «Рыбки».
Упражнение на координацию речи и движения «У моря». Ритмический танец «Веселые
путешественники». Логопедическая гимнастика «Медведь». Закличка «Солнышковедрышко».
Тема 33. «Пасха»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Закличка «Солнышко-ведрышко». Логопедическая гимнастика
на выработку умения управлять язычком. Двигательные упражнения. Разучивание
«Скороговорок». Упражнение на продолжительность выдоха. Игра на развитие внимания
12

и творческих способностей «бубен и погремушка». Хороводная игра «Колобок». Песня о
пасхе.
Тема 34. «Волшебное зеркальце»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Ритмодекламация «Солнечные зайчики и тучки». Музыкальноритмическая композиция «Волшебный цветок». Динамическая пауза «Принцесса». Песня
с движениями «Рыбка». Логопедическая гимнастика. Разучивание скороговорок.
Двигательные упражнения «Мишка воришка». Игра «мишки и пчелы». «Игра зеркало».
Тема 35. «Как муравьишка дом солнышку искал»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили».
Весенний хоровод. Двигательные упражнения «Муравьи». Ритмический танец «Маляры».
Логопедическая гимнастика. Танец бабочек. Пальчиковая гимнастика «Гусеница».
Стихотворение «Жук» на автоматизацию звука «ж». Игра «Паучок и мушки».
Стихотворение с движением «Солнышко».
Тема 36. «История о том, как гном построил дом»
Открытое занятие.
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Утро». Стихотворение с
движением
«Солнышко».
Двигательные
упражнения
«Солнечные
зайчики».
Логопедическая гимнастика. Ритмическое упражнение «Молоток». Пальчиковая игра
«Маляр». Пальчиковая гимнастика «Гусеницы».
Модуль 2. «Второй год обучения»
N
п/п

Название Темаа

1

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Вводное занятие»
«Дядюшка Ау»

1
1

1
0

0
1

беседа
контрольное
упражнение

3

«Сергиюшко»

1

0

1

4

«Медведь и хвост»

1

0

1

5

«Магазин
«Природа»»
«Сивка-бурка»

1

0

1

1

0

1

«Как заяц и дрозд 1
урожай растили»
«Вершки
и 1

0

1

0

1

контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное

2

6
7
8

13

11

корешки»
«Петушок – золотой
гребешок»
«Лягушка
путешественница»
«Новый каравай»

12

«Четыре желания»

1

0

1

13

«Разноцветная
книга»
«Проказы зимы»

1

0

1

1

0

1

«Заяц
косач, 1
медведь
и
Дед
Мороз»
«Почтовая история» 1

0

1

0

1

«Как
ворона
Снегурочкой стала»
«Двенадцать
месяцев»
«Серебряное
копытце»
«Зима-пекариха»

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

«Госпожа
Метелица»
«Каша из топора»

1

0

1

1

0

1

1

0

1

24

«Стойкий
оловянный
солдатик»
«Сказка об Иване»

1

0

1

25

«Звездный мальчик»

1

0

1

26

1

0

1

27

«Заколдованный
холм»
«Два клена»

1

0

1

28

«Снегурочка»

1

0

1

29

«Звездный бал»

1

0

1

30

«Космонавтом быть 1
хочу»
«Робот»
1

0

1

0

1

«Беляночка
и
розочка»
«Баллада о юном
барабанщике»
«В гостях у лесных
гномов»
«Подарки гномов»

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

9
10

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

31
32
33
34
35

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
14

упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное
упражнение
контрольное

36

«Приключения
Буратино»
ИТОГО

1

0

1

36

1

35

упражнение
контрольное
упражнение

Содержание учебного плана
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Повторение правил поведения на занятиях, правила безопасности.
Тема 2. «Дядюшка Ау»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Распевка с движениями «Листопад». Упражнение на развитие
слухового внимания «Мы идем». Игра «Деревья». Ритмическая игра «Эхо». Игра на
развитие координации «Будь внимательным». Стихотворение с движением «Зайкин день».
Упражнение на развитие творческих способностей «Замри». Попевка «Музыкальное эхо».
Песня «Под горою вырос гриб». Игра «Совушка-сова».
Тема 3. «Сергиюшко»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Распевка с движениями «Листопад». Ритмическая игра «Туктук». Коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся». Пальчиковая игра «По грибы».
Ритмическая игра «Эхо». Разучивание скороговорок. Логопедическая гимнастика. Игра
«Не заблудись». Русский народный хоровод «на горе то калина».
Тема 4. «Медведь и хвост»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Распевка с движениями «Листопад». Хоровод «На горе то
калина». Русская народная прибаутка «Скок-поскок». Разучивание скороговорок.
Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти. Песня «Павлин».
Пальчиковая игра «По грибы». Игра «Деревья». Коммуникативная игра «Повернись и
поздоровайся».
Тема 5. «Магазин «Природа»»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Распевка с движениями «Листопад». Танец-импровизация
«падают листья». Танцевально-ритмическая композиция «Вместе весело шагать».
Общеразвивающее упражнение «Цветы». Логопедическая гимнастика «Орешек».
Чистоговорка «Н-Н». пальчиковая игра «По грибы». Ритмическая игра «Капли». Игра
«ритмическое эхо».
Тема 6. «Сивка-бурка»
15

Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение. Русская народная закличка с
движениями «Гром гремучий». Ритмическая игра «Капли». Логопедическая гимнастика на
отработку подъема языка и подготовки его к выработке вибрации. Распевка с движениями
«Листопад». Чистоговорка «С-С». Стихотворение с движениями «Где вы были». Игра
«Перстенек». Танец-импровизация «Падают листья».
Тема 7. «Как заяц и дрозд урожай растили»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Чистоговорка «Д-Д». стихотворение с движениями «Дрозддроздок». Ритмическая игра «Эхо», «Капли». Логопедическая гимнастика.
Общеразвивающие упражнения «овощи». Пальчиковая игра «По грибы». Французская
народная игра «Чучело». Танец-импровизация «Падают листья».
Тема 8. «Вершки и корешки»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Игра «Тропинка». Чистоговорка «Х-Х». Игра «Горошина».
Танец-импровизация «Падают листья». Логопедическая гимнастика. Русский народный
хоровод «На горе то калина». Песня об осени. Ритмическая игра «Дождик». Упражнение
на развитие координации движения «Колосок». Французская игра «Чучело». Пальчиковая
игра «Пирог».
Тема 9. «Петушок золотой гребешок»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Динамическая пауза «Посевная». Попевка «Тучка».
Ритмическая игра «Капли». Упражнение на развитие координации движения «Колосок».
Чистоговорка «Ч». Массаж пальцев «овощи». Урожайный хоровод. Пальчиковая игра
«пирог». Стихотворение с движениями «Петушок». Пальчиковая игра «Пирог».
Логопедическое упражнение. Дыхательная гимнастика.
Тема 10. «Лягушка путешественница»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «Тучка». Ритмическая игра «Лягушка».
Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка. Упражнение на внимание.
Упражнение на развитие координации движения «Колосок». Упражнение на развитие
музыкально-слухового восприятия «Быстро-медленно». Массаж пальцев «Овощи». Игра
«Горошина». Игра на развитие умения ориентироваться в пространстве «будь
внимателен». Чистоговорка «Ц». Игра на развитие творческих способностей и воспитание
выдержки «Цапля».
16

Тема 11. «Новый каравай»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Динамическая пауза «Посевная». Попевка «тучка».
Ритмическая игра «Капли». Упражнение на увеличение продолжительности выдоха.
Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «Ч». Игра на умение ориентироваться в
пространстве «Не ошибись». Пальчиковая игра «пирог». Урожайный хоровод. Русский
народный хоровод «Каравай».
Тема 12. «Четыре желания»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «д-Д». Попевка
«На лыжах». Ритмическая игра «Лягушки». Игра на развитие выдержки «Цапля».
Стихотворение с движениями «Петушок». Попевка «Тучка». Пальчиковая игра «пирог».
Игра «Найди свое дерево». Немецкий хоровод «Времена года».
Тема 13. «Разноцветная книга»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Игра «горошина». Игра «Ритмическое эхо». Попевка «Тучка».
Ритмическая игра «Лягушки». Игра на развитие выдержки «Цапля». Чистоговорка «З-З».
массаж пальцев «Овощи». Логопедическая гимнастика. Попевка «На лыжах».
Тема 14. «Проказы зимы»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Немецкий хоровод «Времена года». Упражнения на
координацию движений «Отлет птиц». Попевка «Снегири». Скороговорка «Орешки».
Упражнение на координацию речи и движения «Медведь». Логопедическая гимнастика.
Ритмическая игра «Молоток». Массаж рук «Зимняя разогревалочка».
Тема 15. «Заяц косач, медведь и Дед Мороз»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Хоровод «Времена года». Скороговорка «Орешки».
Логопедическая гимнастика на развитие мимической мускулатуры. Упражнение на
координацию движений «Отлет птиц». Попевка «Снегири». Танец снежинок. Песня про
Деда Мороза. Ритмическая игра «Мосток». Массаж рук «Зимняя разогревалочка».
Тема 16. «Почтовая история»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на координацию речи и движения. Скороговорка
17

«Три сороки». Логопедическая гимнастика. Игра на внимание «Самолет». Ритмическая
игра «Мосток», ритмическое эхо, массаж рук «Зимняя разогревалочка». Новогодний
хоровод. Упражнение на развитие слуха «Самолет летит». Попевка «Самолет».
Тема 17. «Как ворона Снегурочкой стала»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «На лыжах». Скороговорка «Орешки». Упражнение
на координацию речи и движения «Самолет». Ритмическая игра «Мосток». Скороговорка
«Три сороки». Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев». Танец снежинок.
Логопедическая гимнастика. Попевка «Снегири». Пальчиковая игра «На елке».
Тема 18. «Двенадцать месяцев»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Песня о Деде Морозе. Пальчиковая игра «На елке».
Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев». Попевка «На лыжах».
Логопедическая гимнастика. Двигательные упражнения «Мы идем». Массаж рук «Зимняя
разогревалочка». Упражнение на развитие чувства ритма «Собери подснежники».
Ритмическая игра «Эхо». Скороговорка «орешки». Игра «Ледяные фигуры».
Тема 19. «Серебряное копытце»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «Ш». упражнение
на координацию речи и движения «Синичка». Игра «Ледяные фигуры». Стихотворение с
движениями «Двенадцать месяцев». Финская народная песня «У оленя дом большой».
Тема 20. «Зима пекариха»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Речевая игра «Едем на лошадке». Песня о зиме. Упражнение
на координацию речи и движения «Синичка». Чистоговорка «Лиса». Финская народная
песня «У оленя дом большой».
Игра «Ледяные фигуры». Попевка «Снегири».
Пальчиковая игра «Пироги пшеничные». Игра «Пусть делают все так, как я». Попевка «на
лыжах».
Тема 21. «Госпожа Метелица»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Скороговорка «Орешки». Упражнение на координацию речи и
движения «Синичка». Попевка «Снегири». Дыхательное упражнение «Снегирек».
Двигательное упражнение «Мы идем». Игра «Заяц и лиса». Финская народная песня «У
оленя дом большой». Чистоговорка «Д-Д». пальчиковая игра «Пироги пшеничные».
Песня о маме. Логопедическая гимнастика.
18

Тема 22. «Каша из топора»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Попевка «Труба». Упражнение на внимание. «Чистоговорка
«Х-К-К». игра «Заяц и лис». Речевая игра «Барабан». Пальчиковая игра «Пироги
пшеничные». Финская народная песня «У оленя дом большой». Логопедическая
гимнастика. Игра «пусть все делают так, как я». Считалочка «Ту-ту-ту». Пальчиковая игра
«Аты-баты».
Тема 23. «Стойкий оловянный солдатик»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Речевая игра «Барабан». Пальчиковая игра «Аты-баты».
Упражнение с флажками. Игра «пусть все делают так, как я». Считалочка «Ту-ту-ту».
Упражнение на раскачивание «Лодочка». Логопедическая гимнастика. Пальчиковая игра
«пироги пшеничные. Речевое упражнение «Оловянный солдатик».
Тема 24. «Сказка о Иване»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика на укрепление губ и щек. Попевка
«Труба». Пальчиковая игра «Аты-баты».
Речевая игра «Барабан». Двигательные
упражнения «Мы идем». Ритмическая игра «Кузнец». Польская народная игра
«Сапожник». Ритмическая игра «Кузнец». Чистоговорка «Н-Н». упражнение на
координацию речи и движения «На коне». Упражнение на раскачивание «Лодочка».
Дразнилка со звучащими жестами.
Тема 25. «Звездный мальчик»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Дразнилка с движениями. Логопедическая гимнастика.
Ритмическая игра «Кузнец». Упражнение на коррекцию речи и движения «На коне».
Чистоговорка «Л-Л». Упражнение на раскачивание «Лодочка». Упражнение на коррекцию
речи и движения «Башмачок». Пальчиковая игра «Пироги пшеничные». Речевая игра
«Барабан».
Тема 26. «Заколдованный холм»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на координацию речи и движения «Веник».
Чистоговорка «Р-Р». Упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики».
Стихотворение с движениями «Потеря». Упражнение на координацию речи и движения
«Мы идем». Логопедическая гимнастика. Игра «ритмическое эхо». Дразнилка со
звучащими жестами. Упражнение на развитие внимания «Смерч».
19

Тема 27. «Два клена»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на коррекцию речи и движения «на коне». Песня
о бабушке. Потешка с движениями «бабка Ежка». Логопедическая гимнастика.
Скороговорка «Серый ворон». Упражнение на координацию речи и движения
«башмачок». Песня «конь». Пальчиковая игра «Как петух в печи». Упражнение
«Пильщики». Песня о маме.
Тема 28. «Снегурочка»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Логопедическая гимнастика на укрепление жевательноартикуляционных мышц. Чистоговорка с движениями «Веселые слоги». Пальчиковая игра
«Наперсток». Упражнение «Чайник». Русская народная закличка с движениями
«Солнышко». Ритмическая игра «Шаловливые сосульки». Речевая игра «Бегут со двора».
Игра «Медведь». Весенний хоровод.
Тема 29. «Звездный бал»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Ритмическая игра «Шаловливые сосульки». Русская народная
закличка с движениями «Солнышко». Пальчиковая ига «Наперсток». Игра на внимание
«Собираемся на бал». Песня «Конь». Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «Р-Р».
Игра «Медведь». Игра «звездочет».
Тема 30. «Космонавтом быть хочу»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами».
Игра «Медведь». Ритмическая игра «Молоточек». Пальчиковая игра «Наперсток».
Логопедическая гимнастика. Чистоговорка «Т-Т». Игра «Звездочет». Упражнение на
развитие слухового внимания «Приземление».
Тема 31. «Робот»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на внимание «Робот». Ритмическая игра
«Шаловливые сосульки». Коммуникативная игра «Звезды». Упражнение на развитие
речевого дыхания. Разучивание скороговорок. Игра «Звездочет». Логопедическая
гимнастика. Ритмическая игра «Молоточки».
Тема 32. «Беляночка и розочка»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
20

Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на координацию движений «Цветок».
Пальчиковая игра «Герасим». Ритмическая игра «Шаловливые сосульки». Логопедическая
гимнастика на развитие подвижной нижней челюсти. Чистоговорка «Ж». игра «Медведь».
Стихотворение с движениями «Плясовая».
Тема 33. «Баллада о юном барабанщике»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Фонопедическое упражнение «Наше оружие». Пальчиковая
игра «Герасим». Ритмическая игра «Молоточек». Чистоговорка». Попевка «На рассвете».
Речевая игра «Барабан».
Тема 34. «В гостях у лесных гномов»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая игра «Герасим». Двигательные упражнения «По
дороге мы идем». Речевая игра «Эхо». Стихотворение «Дни недели». Ритмическая игра
«Молоточек». Логопедическая гимнастика. Скороговорка «Возле грядки». Пальчиковая
игра «Чебурек». Стихотворение с движениями «Плясовая». «Широкий хоровод».
Тема 35. «Подарки гномов»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Пальчиковая игра «Герасим». Двигательные упражнения «Мы
идем по кругу». Логопедическая гимнастика. Речевая игра «Эхо». Чистоговорка «Р-Р».
Игра «Седьмой прыжок». Попевка «На рассвете». Скороговорка «Возле грядки».
«Широкий хоровод».
Тема 36. «Приключения Буратино»
Практика: Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная
гимнастика.
Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Развитие
мелкой и общей моторики. Упражнение на развитие координации движений «Раз-два!».
Стихотворение «Дни недели». Двигательные упражнения «Мы идем по кругу».
Логопедическая гимнастика. Речевая игра «Эхо». Скороговорка «Возле грядки». Попевка
«На рассвете».

3. Планируемые результаты освоения Программы
Модуль 1. «Первый год обучения»:
Образовательные:

умеют выполнять музыкально-ритмические движения с использованием
различных предметов (массажные мячики «Йо-ЙО», ортопедические коврики, синельные
проволоки, кубики, клавесы и т.д.)

умеют выполнять взаимосвязанные ролевые действия;

вступать в ролевое взаимодействие с детьми;

инсценировать простые песни;
21

Развивающие:

деферринцировать звуки русского языка;

выражать изменение смысла высказывания изменением интонации или
параметров голоса;

прохлопывать ритмический рисунок песни или мелодии;

выполнять артикуляционные, мимические, пальчиковые гимнастики;

запоминать и воспроизводить чистоговорки на постановку различных
звуков;
Воспитательные:
 сформированы навыки позитивного межличностного общения через развитие
умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Модуль 2. «Второй год обучения»
Образовательные:

умеют выполнять музыкально-ритмические движения с использованием
различных предметов (массажные мячики «Йо-ЙО», ортопедические коврики, синельные
проволоки, кубики, клавесы и т.д.)

умеют выполнять взаимосвязанные ролевые действия;

вступать в ролевое взаимодействие с детьми;
Развивающие:

дифференцировать гласные звуки, мягкие и твердые звуки, свистящие и
шипящие звуки, сонорные звуки;

подбирать слова на заданный звук;

произносить слова простой и сложной слоговой структуры, в том числе
слова со стечением согласных;

строить сложную фразу с использованием союзов;

выполнять музыкально-ритмические, танцевальные движения;

запоминать и воспроизводить скороговорки, попевки;

выполнять артикуляционные, мимические, пальчиковые гимнастики;

запоминать и воспроизводить чистоговорки на постановку различных
звуков;
Воспитательные:
 сформированы навыки позитивного межличностного общения через развитие
умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

внимательно слушать музыку, понимать и интерпретировать выразительные
средства музыки.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: Для занятий по логоритмике используется помещение музыкальноспортивного зала площадью – 96 кв.м.
Мебель:
- стол для педагога – 1 шт.;
- стул для педагога – 1 шт.;
- стулья по возрасту детей – 12 шт.;
- демонстрационная магнитная доска или мольберт – 1 шт.
Техническое оснащение:
-пианино;
- музыкальная колонка;
- ноутбук;
- видео и аудиоматериалы, компакт диски с записями интерактивных игр и
развивающих занятий.
-принтер
22

- бактерицидный рециркулятор.
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект – проектор, экран, ноутбук.
- картотеки: здоровьесберегающих упражнений, артикуляционной гимнастики,
пальчиковой гимнастики;
- предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам;
- пособия для реализации здоровьесберегающих технологий: дыхательные
тренажеры, (аэробол, вертушки, трубочки, воздушные шарики и др.), пособия для
развития мелкой моторики (су – джок, ипликатор Кузнецова, пружинный массажер,
шнуровки, бусинки, мелкие игрушки, кинетический песок);
- индивидуальные зеркала.
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и
(или) наименование электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных, информационных
ресурсов)

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников. М.: Астрель. 2007. – 58 с.

Воронова А.Е. Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР.
– М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Гавришева Л.Б., Нищева И.В. Логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам
ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
– 32 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 34 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 45 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 56 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 67 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

Программа коррекционно – развивающей работы для детей с
общим недоразвитием речи, Нищева Н. В.; СПБ, 2007.

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю.
Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
 Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю.
Картушиной;
 Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий:
учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 64 с.
 Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. –
96 с.

Вид
образовательного и
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований
Уровень образования педагога: среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
23

Методические материалы
Методы организации и осуществления образовательной деятельности
Программа строится на традиционных знаниях психолого-физических
особенностей детей, в ней учитывается различия природных способностей детей и их
физические данные.
Главный принцип работы с детьми - это индивидуализация, внимательное и
доброжелательное отношение к детям.
Методы и приемы обучения
Наглядные: использование предметных и сюжетных картинок, иллюстраций,
игрушек, фотографий; метод демонстрации (при выполнении артикуляционной,
пальчиковой гимнастики, при упражнениях на координацию речи с движением), просмотр
презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа,
рассказ, заучивание и рассказывание стихов;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, элементы театрализации;
пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, игры
с кинетическим песком, самомассаж биологически активных точек.
Структура занятия
1. Приветствие.
2. Здоровьесберегающие упражнения (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук,
дыхательная гимнастика).
3. Формирование артикуляционного праксиса (артикуляционная гимнастика,
формирование артикуляционных укладов, автоматизация в речи звуков раннего
онтогенеза).
4. Игры и упражнения, направленные на формирование координации речи с
движением.
5. Игры и упражнения, направленные на развития лексико – грамматических
средств языка и формирования связной речи детей.
6. Ритуал прощания.
5.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Итоговая аттестация по Программе не проводится.
Предусмотрена промежуточная аттестация в конце учебного года, согласно
календарному учебному графику.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное
упражнение).
Задания для обучающихся:
Слуховое внимание:
Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка и т.д.). Определение направления источника звука (музыкальной
игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.
24

Восприятие и воспроизведение ритма:
Воспроизведение различных ритмических последовательностей за педагогом.
Ориентирование в пространстве:
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. Показать предметы,
которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить: силу движений, точность движений, темп движений, координацию
движений, переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
Синхронность движений правой и левой руки (выполнение пальчиковых
гимнастик). Игра «Ладонь, кулак, ребро». Выполнение нейрогимнастических упражнений.
Оценочные материалы
Критерий

Высокий

Слуховое внимание
Восприятие и воспроизведение
ритма
Ориентирование в пространстве
Состояние общей моторики
Состояние мелкой моторики

25

Средний

Низкий

Список литературы:
1. Анищенкова

Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников. М.: Астрель. 2007. – 58 с.
2. Воронова А.Е. Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР. – М.: ТЦ
Сфера, 2019. – 64 с.
3. Гавришева Л.Б., Нищева И.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам ДОУ для детей с
речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 32 с.
4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
8. Программа коррекционно – развивающей работы для детей с общим
недоразвитием речи, Нищева Н. В.; СПБ, 2007.
9. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е.
В. Кузнецовой.
10. Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
11. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: учебнометодическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 64 с.
12. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 96 с.

26

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Веселая логоритмика»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Веселая логоритмика»
на 2024-2025 учебный год
Периоды обучения

Общее количество
занятий в неделю
Общее количество
занятий в месяц
Общее количество
учебных недель
Общее количество
занятий в год
Общее количество
занятий за весь
период обучения

первый год обучения
(5-6 лет)
Кол-во занятий
1

второй год обучения
(6-7(8) лет)
Кол-во занятий
1

4

4

36

36

36

36

72

27

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Веселая логоритмика»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Веселая логоритмика»
на 2024-2025 учебный год
Содержание
Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Педагогический
мониторинг
(первичный)
Педагогический
мониторинг
(итоговый)
Продолжительность
учебной недели
Летний период
Праздничные
(нерабочие) дни

Старшая группа
от 5 до 6 лет
02.09.2024

Подготовительная группа
от 6 до 7лет
02.09.2024

31.05.2025

31.05.2025

02.09.2024 – 15.09.2024

02.09.2024 – 15.09.2024

15.05.2025-31.05.2025

15.05.2025-31.05.2025

5 дней

5 дней

01.06.-31.08.2025

01.06.-31.08.2025

03.11.– 04.11.2024 г.; 29.12.2024 г. – 08.01.2025 г.; 23.02.2025 г.;
08.03.2025 г; 01.05. – 04.05.2025 г.; 08.05. - 11.05.2025 г.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».