Вопрос № 4: Как научить ребенка понимать слово «время» и разбираться во времени?
20.04.2023
Ответ логопеда:
Понятие
«время» - это абстрактное понятие. Такие понятия
зачастую
невозможно «увидеть» или «пощупать», а именно это способы
познания
присущи дошкольнику. Это «кошка» - я ее вижу и трогаю,
поэтому
понимаю это слово. Абстрактные же понятия
несут смыслы отношений и чувств (любовь, дружба и др.), поэтому логопеды и
педагоги часто используют
1. Прием «превращения» в наглядные образы абстрактных
понятий для дошколенка, более понятные
ему (пример: любовь – рисунок сердца,
дружба – наблюдение ситуации играющих
вместе детей) и содействуют тому, чтобы ребенок обращал многократно внимание на наглядность ситуации и обозначал ситуацию словом – тем, которое
хочется, чтобы он научился понимать. (Пример:
нарисуем, посмотрим, выполним, понаблюдаем, а теперь назови, что ты видишь или
повтори за мной)
2. При этом само понятие «ВРЕМЯ» - обобщающее, т.е. включает ряд более простых, но также
абстрактных понятий: часы и минуты, а еще части суток, части недели, части
года. Целесообразно формировать понимание времени с самого простого из понятий
с постепенным усложнением, и начинать знакомство уже с 3-4 лет. Традиционно
используется такой Порядок изучения:
1)
Части суток (день-ночь) примерно с 3 лет
2)
Части суток (утро-день-вечер-ночь), части недели
(дни недели) части года (времена года: зима-весна-лето-осень), понятия
«сегодня-завтра», «вчера-сегодня». Примерно с 4 лет.
3)
Закрепляют предыдущие понятия времени и изучают части
года: месяцы времен года, понятия «вчера-сегодня-завтра». Примерно с 5 лет
4)
Закрепляют предыдущие понятия времени и изучают части
месяца - дата месяца (число и месяц), понятия «календарь» и
«позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра», часы и минуты. Примерно с 6 лет
Поэтому, даже если
Вашему ребенку больше 3 лет, но объяснение времени для него
затруднительно, то сначала повторите с малышом более простые понятия времени (см. выше «Порядок изучения»,
пункты 1,2), и только затем, перейдите к более сложным понятиям, включая
понимание времени на часах.
Практические
приемы для начальных этапов изучения времени:
·
Как изучить «день-ночь»?
Скачайте и распечатайте для
рассматривания три рисунка - понятные ребенку наглядные образы. Обсудите их,
расположите правильно малые картинки на большой (ссылки на рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3). Играйте в
музыкально-речевую игру «День-ночь» (ссылка на музыку). При включении
музыки взрослый говорит «День. Сейчас танцуем», взрослый и ребенок танцуют,
взрослый переспрашивает ребенка «Сейчас ночь или день?» Ребенок отвечает:
«День». При затруднении ребенка взрослый сам отвечает «День» и просит ребенка
просто повторить слово. При выключении музыки: «Сейчас ночь. Спим. Сейчас день
или ночь? Да, ночь, тшшш, спим». Играйте многократно, в течение нескольких
месяцев.
·
Как изучить все
части суток и дни недели?
Скачайте/распечатайте
рисунок 4 по
ссылке
- наглядный образ суток (распечатайте и заламинируйте/положите в файл, а водным
маркером делайте отметки в течение дня, обозначая наступившую часть суток и
называя ее - утро, день, вечер или ночь), выучите стишок. Играйте в пальчиковую
игру с опорой на рисунок
5(ссылка)/образ
недели и на видео с
выполнением игры (ссылка), и текст игры (ссылка). Успехов!!!
При затруднениях обратитесь к логопеду
ДОО.
Продолжение по теме «Изучение
времени» в следующих статьях;-)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2023
Дата обновления: 20.04.2023
Дата публикации: 20.04.2023