Вопрос № 3: Почему ребенок путает звуки между собой в речи, но отдельно каждый звук говорит хорошо?
15.02.2023
Ответ логопеда:
Если
малыш легко и правильно говорит
отдельно (то есть
изолировано)
какой-либо звук русского языка, но в речи путает
(смешивает) его с другим звуком, это значит, что ребенок просто не отличает один звук от другого, потому
что они очень похожи.
Звуки
могут смешиваться в речи по двум причинам:
1)
так
как «похожи на слух»/акустическому
сходству и/или
2)
так
как «похожи по месту произношения»/артикуляторному
сходству.
Пример:
1)
звук
[Ш] может смешиваться со звуком [С], потому что они похожи на слух. Оба звука звучать продолжительно и глухо.
2)
Звук
[Ш] может смешиваться со звуками [Ж], [Щ] , потому что они похожи по месту произношения. Если смотреть на человека, который произносит
любой из этих звуков, видно, что положение губ и зубов одинаковое («оскал»), а
язык одинаково приподнят вверх.
3)
А
звуки [Л] и [Ль] могут смешиваться сразу по
обеим причинам:
и
звучат похоже, и произносятся в схожей позе (язык упирается за верхние зубы,
губы в полуулыбке, между зубами просвет).
·
Если звук, который «путается» еще
новый, недавно появился и ребенок только начал его выговаривать,
то понаблюдайте за речью ребенка примерно около двух месяцев, т.к. это естественный процесс становления
звукопроизношения, необходимо время для формирования у ребенка понимания
существенных отличий между звуками, а на сегодняшний день они ему просто не
понятны. Но если процесс затягивается или
важно уточнить ситуацию, то обратитесь к логопеду ДОО.
·
Если смешиваемый звук поставлен в процессе
логопедических занятий, то в работе логопедом будет запланирован специальный, заключительный этап работы для этого звука (после этапов постановки
и автоматизации звука - подробно об этом см.в статье «Почему звук в речи
ребенка есть, но не везде») -
Пример: Этап
дифференциации поставленного логопедом звука [Ш] будет включать обычно отработку
слеющих парочек звуков: [Ш]-[Ж]; [Ш]-[Щ], [Ш]-[С] и др. А если ребенок не
смешивает поставленный звук с другими сходными звуками, то этап дифференциация совсем
не требуется!
В следующей ниже
очередности
осуществляется процесс дифференциации («отличении» звуков), переход
с одного пункта на другой осуществляется строго
по порядку и только при успешности четкого выговаривания. С каждой парой смешиваемых звуков работают
отдельно! Итак, возьмем сначала пару звуков [Ш]-[С].
1.
Формируем у ребенка понимание существенных отличий звуков (звучания,
артикуляционной позы), тренируют проговаривание пары смешиваемых звуков . Пример: Звуки [Ш]-[С] .Звук [Ш] мы произносим и поднимаем
язык вверх, а губки сердитые/оскалились, из ротика дует теплый воздух; а звук [С]
– язычок опускается вниз и губки улыбаются, дует холодный воздух. Смотри на
картинку-подсказку→ Скажи ССС….ШШШ, ↓
2.
3.
затем пар слов (Пример:
Шар - сам, Шов - Сор и др.)
4.
затем слов, содержащих оба звука(Пример: СаШа, ШеСт и др.)
5.
затем словосочетаний (Пример: СаШин Сок. У Сонино СолныШко. )
6.
затем предложений (Пример:У СтаруШки Шаль из краСной ШерСти)
И только освоив говорение на всех
этапах, ребенок после сможет начать,
не путая, говорить
эти звуки при рассказывании по теме, в беседе, в свободном общении.
В такой же
очередности затем отрабатываются все
остальные
необходимые пары звуков: [Ш]-[Ж], [Ш]-[Щ]
при необходимости.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2023
Дата обновления: 15.02.2023
Дата публикации: 15.02.2023