Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вопрос № 3: Почему ребенок путает звуки между собой в речи, но отдельно каждый звук говорит хорошо?

15.02.2023

Ответ логопеда:

Если  малыш легко и правильно говорит отдельно (то есть

изолировано) какой-либо звук русского языка, но в речи путает

(смешивает) его с другим звуком, это значит, что ребенок просто не отличает один звук от другого, потому что они очень похожи.

Звуки могут смешиваться в речи по двум причинам:

1)    так как «похожи на слух»/акустическому сходству  и/или

2)    так как «похожи по месту произношения»/артикуляторному сходству.

Пример:

1)   звук [Ш] может смешиваться со звуком [С], потому что они похожи на слух. Оба звука звучать продолжительно и глухо.

2)   Звук [Ш] может смешиваться со звуками [Ж], [Щ] , потому что они похожи по месту произношения. Если смотреть на человека, который произносит любой из этих звуков, видно, что положение губ и зубов одинаковое («оскал»), а язык одинаково приподнят вверх.

3)   А звуки [Л] и [Ль] могут смешиваться сразу по обеим причинам:

и звучат похоже, и произносятся в схожей позе (язык упирается за верхние зубы, губы в полуулыбке, между зубами просвет).

·                   Если звук, который «путается» еще новый, недавно появился и ребенок только начал его выговаривать, то понаблюдайте за речью ребенка примерно около двух месяцев, т.к. это естественный процесс становления звукопроизношения, необходимо время для формирования у ребенка понимания существенных отличий между звуками, а на сегодняшний день они ему просто не понятны. Но если процесс затягивается или важно уточнить ситуацию, то обратитесь к логопеду ДОО.

·                   Если  смешиваемый звук поставлен в процессе логопедических занятий, то в работе логопедом будет запланирован специальный, заключительный этап  работы для этого звука (после этапов постановки и автоматизации звука - подробно об этом см.в статье «Почему звук в речи ребенка есть, но не везде») -  

Этап дифференциации звукаХочу такой сайт

Пример: Этап дифференциации поставленного логопедом звука [Ш] будет включать обычно отработку слеющих парочек звуков: [Ш]-[Ж]; [Ш]-[Щ], [Ш]-[С] и др. А если ребенок не смешивает поставленный звук с другими сходными звуками, то этап дифференциация совсем не требуется!

В следующей ниже очередности осуществляется процесс дифференциации («отличении» звуков),  переход с одного пункта на другой осуществляется строго по порядку и только при успешности четкого выговаривания.  С каждой парой смешиваемых звуков работают отдельно! Итак, возьмем сначала пару звуков [Ш]-[С].

1.                  Формируем у ребенка понимание  существенных отличий звуков (звучания, артикуляционной позы), тренируют проговаривание пары  смешиваемых  звуков . Пример: Звуки [Ш]-[С] .Звук [Ш] мы произносим и поднимаем язык вверх, а губки сердитые/оскалились, из ротика дует теплый воздух; а звук [С] – язычок опускается вниз и губки улыбаются, дует холодный воздух. Смотри на картинку-подсказку→ Скажи ССС….ШШШ, ↓

2.                  затем  пар  слогов (Пример: Ша-са, Шо- Со и др.)

3.                  затем пар  слов (Пример: Шар - сам, Шов - Сор и др.)

4.                  затем слов,  содержащих оба звука(Пример: СаШа, ШеСт и др.)

5.                  затем словосочетаний (Пример: СаШин Сок. У Сонино СолныШко. )

6.                  затем предложений (Пример:У СтаруШки Шаль из краСной ШерСти)

И только освоив говорение на всех этапах, ребенок после сможет начать, не путая, говорить эти звуки при рассказывании по теме, в беседе, в свободном общении.

В такой же очередности затем отрабатываются все остальные

необходимые пары звуков: [Ш]-[Ж], [Ш]-[Щ] при необходимости.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2023

Дата обновления: 15.02.2023

Дата публикации: 15.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».