Вопрос № 2: Есть ли точные сроки для того, чтобы звук в речи ребенка был сформирован до конца? Сколько надо времени для занятий с логопедом? Или это индивидуально?
24.01.2023
Ответ
логопеда:
Да, Вы правы.
Становление звука в речи ребенка – это очень индиви-
дуально. Но
родителю и специалисту можно и нужно ориентироваться на
главные,
значимые характеристики этого процесса – положительную динамику и конечный
результат, чтобы срок работы был более ясен и не затягивался.
·
«Положительная динамика» (положительные
изменения)
должна
выражаться в том, что за определенный
период занятий (на пример, 1 месяц) у ребенка должны появиться на основе логоработы положительные изменения,
свидетельствующие о том, что деятельность продуктивна. Логопеды –стажисты легко
отслеживают такую динамику и в более короткие сроки (на пример, в течение
1 недели) и
могут ее прокомментировать Вам.
1
Пример. Цель – постановка звука [ш]
В
начале месяца ребенок произносил вместо звука [ш] – звук [с].
В
конце месяца
ребенок уже может говорить четко: «Шшшш».
Положительная динамика прослеживается.
2 Пример. Цель – постановка звука Ш.
В
начале месяца
ребенок произносил вместо звука [ш] звук [с]+ с трудом выполнял артикуляционные
упражнения, формирующие позу для проговаривания звука [ш], так называемого «артикуляционного
уклада звука».
В
конце месяца
ребенок успешно выполняет все необходимые артикуляционные упражнения, может
сформировать «артикуляционный уклад»] – губы округлены (так называемый
«оскал»), кончик языка направлен вверх и не касается неба, боковые края языка прижаты
к верхним боковым зубам (форма языка похожа на «чашечку»).
Положительная динамика прослеживается.
3 Пример. Цель
– постановка звука Ш.
В
начале месяца
ребенок произносил вместо звука [ш] звук [с] + с трудом выполнял
артикуляционные упражнения, формирующие позу для проговаривания звука [ш].
В
конце месяца
ребенок не может выполнить ни одного артикуляционного упражнения для
сформирования «артикуляционного уклада» звука [ш].
Положительная динамика НЕ прослеживается!!!
Важно изменить тактику работы! Ввести другие коррекционные
методы работы и/или, при необходимости, воспользоваться дополнительными
консультациями смежных специалистов.
·
«Конечный результат» формирования
звука в речи имеет точные параметры
это
умение ребенка легко говорить коррегируемый звук в повседневной речи
(т.е. в
непринужденной беседы с окружающими) звук
им «не путается» в речи с другими сходными по звучанию или по месту говорения.
Значимо звук отработать на всех уровнях
говорения от слога, слова до предложения (см. статью «Почему в речи ребенка звук есть,
но не везде» или обратитесь за консультацией логопеда ДОО) и отличить (отдифференцировать) звук на всех уровнях говорения - в слогах,
словах до предложениях – см. следующую статью «Мой ребенок путает звуки в
речи».
4 Пример. Звук [ш] традиционно отличают /дифференцируют
от
звуков [ж], [щ] (схожими по
месту произношения) и от звука [с] (схожим
по звучанию).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2023
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 24.01.2023