Вопрос № 1: Почему звук в речи ребенка есть, но не везде, при этом отдельно его говорить ребенок может очень легко?
22.12.2022
Ответ логопеда:
Если малыш легко и правильно говорит отдельно (то
есть
изолировано)
какой-либо звук русского языка, но ошибается с его
произношением
в повседневной речи, это значит, что данный звук не
закрепился
в речи, то есть не автоматизировался.
Чтобы понять процесс вхождения звука в свободную речь можно ориентироваться на
этапы данного процесса. Основных этапов автоматизации для любого звука русского языка всего два, они описаны ниже, и приведены
примеры при автоматизации звука [Ш].
1 этап. Ребенок
научается говорить правильно и четко звук изолированно.
Пример. Ребенок научился говорить только звук : «Ш-ш-ш-ш-ш»
2 этап. Ребенок
научается говорить
1)звук в разных слогах,
2) затем в разных словах
(звук в начале, конце и середине слова),
3) затем в словосочетаниях
с разными словами,
4) затем в разных предложениях
с разными словами,
5) затем в разных текстах
(т.е. в нескольких предложениях)
6) и только потом в повседневной
речи (в беседе с окружающими).
Примеры. 1) слоги: Ши, ша, ше,
шо, шу, аш, ош, иш, уш, еш и др.
2) слова: шипы, шапка, шея, шорох, шуба, Маша,
Миша, уши, поешь, школа, шкаф, пшенка, кошка и др.
3) словосочетания:
Машина шуба, пшенка в
шкафу и др.
4) предложения:
Маша вешает шубу. Миша кушает
пшенку. На
шиповнике шипы. и др.
5) тексты:
«Маша и Миша»
Тут малыши.
Это Маша. На Маше шелковое платье. У
Маши игрушки:
мишка и кошка. Это Миша. На Мише
рубашка и
шорты. У Миши игрушки: машина и
шахматы.
Вот такие наши малыши!
Важно
помнить, что этапы автоматизации осваиваются ребенком постепенно, длительность
для каждого ребенка индивидуальна. Если,
на ваш взгляд, этап естественной самостоятельной автоматизации у ребенка
затягивается, то Вы можете обратиться за консультацией к логопеду, чтобы
подобрать речевой материал для проговаривания и ускорения этого процесса, или
подобрать его самостоятельно, опираясь, на то, на каком этапе сейчас Ваш ребенок находится. Организуйте с малышом проговаривание
ежедневно, по 10-20
слов/словосочетаний/предложений или один текст (по памяти). Такие упражнения
проводите, когда ребенок спокоен и в хорошем самочувствии, используйте игровые приемы, картинки-опоры, побольше хвалите
ребенка)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.12.2022
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 22.12.2022