Содержание
1.
2
3
4
5
6.
Пояснительная записка
- нормативно-правовые основания разработки Программы;
- сведения о Программе;
- характеристика Программы (ее значимость);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации Программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
Содержание Программы
-Учебно-тематический план
-Содержание учебного плана Программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия Программы
материально-техническое обеспечение;
информационное обеспечение (печатное и электронное);
кадровое обеспечение.
Оценочные материалы
Методические материалы
2
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
6
7
8
8
8
9
10
10
11
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
младшего дошкольного возраста «Сказочный песок» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальныно-нормативными, распорядительными актами Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 9».
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
младшего дошкольного возраста «Сказочный песок» (далее – Программа) повышает
интерес детей к изобразительному искусству, способствует развитию мотивации
ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития
личности ребёнка.
Программа является модифицированной и составлена на основе методики
Григорьевой Г.Г «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем
на песке».
Характеристики программы
Программа представляет систему увлекательных игровых занятий для детей с
использованием кинетического и сухого песка, направленные на развитие мелкой
моторики, тактильных ощущений, развитие познавательной сферы детей и
коммуникативных навыков.
3
Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию
речевого общения, воображения, развивает творческие, художественно-эстетические
способности детей младшего дошкольного возраста, поддерживает положительное
эмоциональное состояние, ориентирована на развитие познавательной и
исследовательской активности.
Направленность
Направленность Программы: художественная.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
младшего дошкольного возраста «Сказочный песок» предусматривает обучение детей
от 2 до 4 лет. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество воспитанников в одной группе: 5-7 человек.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 72 учебных часа.
Режим занятий
- первый год обучения – 2 раза в неделю (для возраста от 2-4 лет – 10-15 минут);
Формы обучения
- обучение по Программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Форма и режим занятий
Программа предусматривает подгрупповые занятия, 1 раз в неделю.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Постановка звука.
Автоматизация поставленного звука.
Дифференциация звуков.
4
Введение звука в активную речь.
Развитие связной выразительной речи.
Форма подведения результатов
Организация открытого занятия для родителей.
Цель и задачи Программы
Цель: развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования
песком.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей со свойствами песка (сухой - влажный, сыпется - лепится).
- познакомить с различными приемами рисования песком;
- знакомить с правилами игры с песком.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
− воспитывать положительное отношения к своей работе и работе своих
сверстников;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, с помощью
игровых упражнений с песком;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
2.
№
п/п
Модуль
Модуль 1
«Волшебный мир
песка»
2. Модуль 2
«Рисование на песке»
3 Модуль 3
«Лепка из песка»
Всего учебных часов
1.
Содержание Программы
Учебный план
Первый год обучения
(2-4 лет)
всего
12
теория практика
6
6
20
10
10
40
20
20
72
5
Формы контроля
(аттестации)
Беседа, педагогическое
наблюдение, просмотр
выполненных работ,
контрольное упражнение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32
33
Модуль 1. Волшебный мир песка
Учебно-тематический план
Название раздела,
Количество часов
темы
Всего
Теория Практика
«Знакомство с песком»
«В гостях у Песочной Феи»
«Необыкновенные следы»
«Что спряталось в песке?»
«Осень в песочной стране»
«Норки для мышки»
«Песочные прятки»
«Пирог»
«Заборчики»
«Воробушек»
«Песочные строители»
«Что спряталось в песке?»
«Наша елочка»
«Зимние узоры»
«Новогодняя елочка»
“Гора Самоцветов”
«Прятки»
«Паровозик из Ромашкова»
«Посуда»
«Мой дом»
«Подарок для папы»
«Море, река, их обитатели»
«Рисование песком»
«У солнышка в гостях»
«Бусы для мамы»
«Я пеку, пеку, пеку»
«Домашние животные»
«Секретики»
«Праздничный пирог»
«Грузовик»
«Угадай-ка»
«Найди отличие»
«Приключения Квака»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
6
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Формы
контроля
(аттестации)
Фотовыставки,
открытые
занятия,
Наблюдение
34.
35
36
37
«Учимся хорошим
поступкам»
«Какой? Какая? Какое?»
«У куклы Маши день
рождения»
«Добрые волшебники»
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Содержание учебного плана программы
Модуль 1. «Волшебный мир песка»
Вводное занятие (12 ч)
Теория (6 ч.): Знакомство со структурой и свойствами кинетического и
сухого песка. Знакомство с правилами поведения с песком и песочницей во время
работы.
Практика (6 ч.): Сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем
струйкой в песочницу; перетираем песок пальчиками, ладонями. Высыпанием песка
из кулачка, из щепотки. Изображение различных линий, точек, отпечатков.
Упражнение: «Знакомство с песком», «В гостях у Песочной Феи»,
«Необыкновенные следы», «Осень в песочной стране», «Воробушек».
Модуль 2
«Рисование на песке» (20ч)
Теория (10 ч): Рисование на песке кончиками пальцев двумя руками
одновременно и последовательно. Знакомство с новыми техниками рисования на
песке: штампами, пальчиками, ребром ладони.
Практика (10ч): Рисование двумя руками одновременно и поочередно:
прорисовывание по песку и насыпание песка струйкой. Учить детей рисовать прямые,
ломанные, кривые линии, вертикальные, горизонтальные линии одинаковой и разной
длины. Рисование прямых линий, вертикальных: сверху - вниз, снизу - вверх,
кончиками пальцев, тыльной стороной, кулачком. Симметричное рисование двумя
пальцами последовательно.
Упражнение: «Заборчики», «Новогодняя елочка», «Рисование песком», «У
солнышка в гостях», «Найди отличие», «Какой? Какая? Какое?», «Домашние
животные»,
«Море, река, их обитатели», «Паровозик из Ромашкова», «Прятки»,
«Наша елочка», «Песочные прятки».
Модуль 3
«Лепка из песка» (40ч)
Теория (20 ч): Обучение навыку отпечатков одним пальцем, двумя пальцами,
кулачком. Практика: Освоение приема закапывания предмета в песок, элементов
насыпания песка горкой, раскапывания игрушки пальчиками (одной рукой, двумя
руками, пальчиками), освоение приема насыпания песка горкой, раскапывания
игрушки пальчиками (одной рукой, двумя руками, пальчиками). Раскапывания
игрушки пальчиками (одной рукой, двумя руками). Обучить приёму лепки фигурок
при помощи формочек, вырезания фигурок при помощи формочек.
Упражнение (20 ч): «Что спряталось в песке?», «Норки для мышки», «Осень
в песочной стране», «Песочные
прятки», “Гора Самоцветов”, «Прятки», «Я пеку,
7
пеку, пеку», «Праздничный пирог», «У куклы Маши день рождения», «Добрые
волшебники».
3.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные:
-освоили правила работы с песком, способами работы, получили навыки
создавать собственные песочные композиции;
- развитие мелкой и крупной моторики рук;
-развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного»
интеллекта ребенка;
-развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности
мышления, а именно способности порождать новые нестандартные идеи и варианты
для решения поставленной задачи, богатое воображение;
- развитие у детей опыта самостоятельного разрешения конфликтов, совместного
преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование
эмпатии);
-совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение
словарного запаса детей;
-совершенствование игровой деятельности.
Предметные:
- сформирована тактильная чувствительность, развита мелкая моторика;
- умеют выполнять взаимосвязанные ролевые действия; вступать в ролевое
взаимодействие с детьми;
- дети проявляют волевые усилия, могут следовать правилам поведения;
Личностные:
-Сформированы навыки позитивного межличностного общения через развитие
умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
Метапредметные:
- стабилизировано эмоциональное состояние детей, значительно снижено
проявление агрессивного поведения, тревожности;
- сформированы коммуникативные навыки сотрудничества и общения со
сверстниками;
- развита способность действовать по образцу, совместно со взрослым.
Организационно-педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в кабинете дополнительного
образования № 2, в БМАДОУ «Детский сад № 9», по адресу: 623702 Свердловская
область г.Березовский, ул.Мира, стр.6.
4.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий
1.Шкаф для наглядных пособий – 4 шт.;
2.Стол письменный – 1 шт.;
3.Стул офисный – 1 шт.;
4.Стол детский – 10 шт.;
8
5.Стул детский - 10 шт.
6. Мультимедийный комплект (проектор, доска, ноутбук);
7. Принтер.
Материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Песок кинетический
Песок сухой
Деревянный планшет
Набор формочек для песка
Игровой набор « домашние животные»
Игровой набор «Дикие животные»
Игровой набор «Морские обитатели»
Различный дидактический демонстрационный
материал
Набор аквариумных рыб
Совок для песка маленький
Декоративные камни
Контейнер пластмассовый большой
Одноразовые тарелки
Клей ПВА
Кисточки
Игрушка «Песочная фея»
Кукла
5 кг
5 кг
8шт
8шт
8шт
8 шт
8шт
В зависимости от занятия
8шт.
8шт.
8шт.
1 шт
10 шт
1шт
8 шт
1шт
1шт
Методическое и информационное обеспечение
№ п/п
1.
2.
Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательного и
методического издания и (или) наименование
информационного
электронного образовательного, информационного
ресурса
ресурса (группы электронных образовательных,
(печатный/электронный)
информационных ресурсов)
Аромштам, М. «Игры на влажном песке»/М.
Печатное издание
Аромштам. / /Дошкольное образование:
издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12. С.
Дошкольное образование – игры – психология –
психотерапия песочная психотерапия- занятия
Бережная, Н. Ф. «Использование песочницы в
Печатное издание
коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер
детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.
9
Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-№1.С. 50-52
3.
4.
5.
6.
7.
Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной
терапии для дошкольников / Психолог в детском
саду;
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса
на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.:
Речь, 2005 -340 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на
песке. Практикум по терапии; Детство-Пресс, 2010 г.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в
развитии дошкольников. Сфера, 2021 г.
http://www.maam.ru/
Печатное издание
Электронное пособие
Печатное издание
Печатное издание
Интернет-ресурс
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: соответствие занимаемой должности
Уровень образования педагога: среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы
Формы аттестации:
-фотовыставки;
-открытые занятия.
Оценочные материалы
Способом определения результативности реализации программы служит
мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится в начале,
в середине и в конце учебного года на основе наблюдения и определения уровня
развития ключевых и специальных инициатив.
Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:
-состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет
их и т. п.);
-уровень познавательного интереса
(рассматривает набор игрушек,
расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых
игрушках и тому подобное);
-сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены
по темам);
-личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе,
агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее
эмоциональное состояние).
10
Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается
сформированность следующих параметров:
-уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи,
лексику);
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в
песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость);
- стиль отношений (диалоги между героями);
-уровень развития таких психических процессов, как произвольная и
непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета,
размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому
подобное);
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам,
доводит ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящий лоток для каждой
игрушки), сообразительность;
- уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со
сверстниками.
На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми.
Оценочные материалы
Критерий
Высокий
Средний
Низкий
Слуховое внимание
Восприятие и воспроизведение
ритма
Ориентирование в пространстве
Состояние общей моторики
Состояние мелкой моторики
6.
Методические материалы
Форма обучения – очная.
Методы обучения – при реализации программы используются как традиционные
методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, так и
нетрадиционные: частично-поисковый, проблемный, игровой, проектный.
Формы организации образовательной процесса – занятия организуются с
учетом разного уровня подготовки детей, возрастных и гендерных особенностей,
предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
11
Формы организации учебного занятия — на занятиях, при реализации
программы, реализуются: беседа, игра, театрализация, наблюдение, представление,
экспериментальная деятельность.
Педагогические технологии, которые используются при реализации программы:
технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология
исследовательской деятельности, технология творческой деятельности, образа и
мысли.
Алгоритм учебного занятия.
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Сказочный песок» имеют следующий примерный алгоритм:
1. Ритуал входа в занятие;
2. Игра с героем «Песочная фея»;
3. Физминутка/пальчиковая гимнастика/дыхательная гимнастика;
4. Творческое задание/игра по желанию;
5. Задание на релаксацию:
6. Ритуал выхода из занятия, рефлексия.
12
Список литературы для педагога
1.Основная
общеобразовательная
программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников /
Психолог в детском саду №3 – 2006.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия //
Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
7. Бережная, Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и
социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. /
/Дошкольная педагогика. -2007.-№1.-С. 50-528. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы
песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 96 с. 4
8.Аромштам, М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / /Дошкольное образование:
издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12. С. Дошкольное образование – игры –
психология – психотерапия песочная психотерапия- занятия
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.
10.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
— СПб., 2005. – 66 с.
11.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.:
ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
12. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер
детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006,
№1-2007.
13
Список литературы для обучающихся (родителей)
1. Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и
водой. СПб Литера, 2006
2. Сапожникова Ольга Борисовна, Гарнова Елена Викторовна. Игры с песком. –М.:
ТЦ Сфера , 2021.-64с.
3. Е.В. Ратниковой иА.В. Гаврик «Игры на песке со взрослыми и детьми».
Издательство Академический проект-М.-2024
4. Конаныхина Е.Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны».Генезис,
2016 г.
5. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб.: Речь, 2013
6. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего
возраста.- СПб; Речь, 2015 -87с
14