Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Умный пластилин

Содержание
1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые основания разработки программы;
- Сведения о программе;
- Характеристика программы (ее значимость);
- Принципы и подходы к реализации программы;
- Направленность программы;
- Адресат;
- Наполняемость группы;
- Срок реализации программы;
- Объем;
- Режим занятий;
- Формы обучения;
- Виды занятий;
- Цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Организационно-педагогические условия программы
- Материально-техническое обеспечение;
- Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий;
- Методическое и информационное обеспечение (печатное и электронное);
- Кадровое обеспечение.
4. Оценочные материалы.
- Структура занятий;
- Методы и приемы обучения.
Приложение 1 –Учебный план
Приложение 2 – Рабочая программа педагога

2

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Умный пластилин» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
"Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Умный пластилин» составлена с учетом программы дошкольного
воспитания «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.
Характеристика программы (ее значимость)
Изобразительно-художественная деятельность в дошкольном возрасте является одним
из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и
доступных видов деятельности с детьми является изобразительная, художественная, продуктивная
деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
Во время лепки ребенок получает эстетическое наслаждение от его пластичности, объемности, от
форм, которые получаются в результате процесса. Лепка развивает у детей лучшую координацию
движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а
3

также лучшему освоению пространства, объема, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы,
вызывают у детей чувство радости, удовлетворенности, уверенности в себе.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятие по творчеству
объединяются с занятиями по интеллектуальному развитию ребенка, а именно включают элементы
нейрогимнастики, а также упражнения для развития внимания, памяти и мышления.
Значимость данной программы в том, что она удовлетворяет потребность ребенка в продуктивной
деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, выражения
своего отношения к увиденному, пережитому, а интегрируя ее с упражнениями на развитие самых
разнообразных умственных процессов и активизация межполушарного взаимодействия способствует
развитию речи и мышления, памяти и внимания ребенка.
Принципы и подходы к реализации программы
•
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
•
Доступность материала, системность и постепенность его усложнения.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
•
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
•
принцип
культурного
обогащения
(амплификации)
содержания
изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в
соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
•
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
•
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
•
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
•
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций,
эмоциональной открытости).
Особенность данной программы состоит в том, что она имеет стартовый уровень, что
позволяет обучающимся получить умения и навыки по лепке, не обладая специальными
способностями.
Программа состоит из двух модулей: 1 модуль - «Лепим и играем», 2 модуль –
«Слепим сказку».
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей 2-5 лет
(младший дошкольный возраст).
4

Занятия по программе «Умный пластилин» проходят на базе БМАДОУ «Детский сад
№9».
Набор в группы свободный с учетом их интересов, способностей и пожеланий
родителей. Обучаться по программе могут все желающие дети младшего дошкольного
возраста. Группы формируются с учетом возраста детей. Количество детей в группе – до 10
человек.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 108 учебных часов из них:
1 год обучения – 36 учебных часов;
2 год обучения - 72 учебных часов.
Режим занятий
- первый год обучения – 1 раза в неделю (1 учебный час для возраста 2-3 года - 10
минут,
- второй год обучения – 2 раза в неделю (1 учебный час для возраста 3-4 года – 15
минут, для возраста 4-5 лет по 20 минут).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
- обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи модуля
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с массой для
лепки;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из массы для лепки.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус.
5

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
- Совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий
применяя разные техники.
- Развитие чувства цвета, пропорции, ритма.
- Овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной
деятельности.
- Воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия.
- Формирование умения работать в коллективе.
- Формирование культуры труда, аккуратности, бережного и экономного
использования материала, содержание в порядке рабочего места.
Планируемые результаты освоения модуля
Учащиеся должны знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с массой для лепки;
- названия и назначение инструментов для лепки;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- исходные формы изделий;
- приемы доработки исходных форм;
- последовательность технологических операций.
- культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на
практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
- правильно использовать приемы доработки исходных форм;
- использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
- пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- самостоятельно выполнять несложное изделие;
- оформлять готовое изделие;
- оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
- организовывать свое рабочее место и досуг.
6

2. Содержание программы
Учебный план

3

33

-

Формы (аттестации) контроля

практика

«Лепим и играем»

теория

1.

итого:

модуль
итого:

п/п

теория

№

второй год обучения
4-5 лет

практика

первый год обучения
2-4 года

-

-

Беседа, педагогическое
просмотр
контрольное

наблюдение,

выполненных
упражнение,

работ,
выставка

работ.

2.

«Лепим сказку»

-

-

-

72

6

66

Беседа, педагогическое
просмотр
контрольное
работ.

Итого:
Итого за весь период обучения:

36

72
108

7

наблюдение,

выполненных
упражнение,

работ,
выставка

Модуль 1: «Лепим и играем»
Учебно-тематический план
№
п/п

Количество часов
Темы

всего

теория

практика

1

Лепка из воздушного пластилина

14

1

13

2

Лепка из пластилина

11

1

10

3

Пластилинография

7

1

6

4

Лапка из соленого теста

2

0

2

5

Лепка из холодного фарфора

2

0

2

Всего учебных часов:

36

3

33

Модуль 2: «Лепим сказку»
Учебно-тематический план
№
п/п

Количество часов
Темы

всего

теория

практика

1

Лепка из пластилина

13

1

12

2

Лепка из воздушного пластилина

25

2

23

3

Пластилинография

16

1

15

4

Лепка из соленого теста

8

1

7

5

Лепка из холодного фарфора

5

0

5

6

Многослойная лепка

5

1

4

72

6

66

Всего учебных часов:

3. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в кабинете дополнительного
образования № 2, расположенном на втором этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 9»,
площадь кабинета – 13,5 кв.м.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий
Оборудование:
1.Шкаф для наглядных пособий – 4 шт.;
2.Стол письменный – 1 шт.;
8

3.Стул офисный – 1 шт.;
4.Стол детский – 10 шт.;
5.Стул детский – 10 шт.
Материалы:
Доска для лепки – по количеству детей;
Стеки – по количеству детей;
Пластилин – по количеству детей;
Воздушный пластилин –по количеству детей;
Клей ПВА;
Картон цветной и белый – по количеству детей;
Природные материалы (камешки, веточки, листья, сухоцветы, ракушки, семена плодов;
крупы, макаронные изделия);
Бросовый и бытовой материал (упаковки от яиц, баночки и емкости пластиковые,
картонные коробки);
Крахмал картофельный – 1 кг;
Информационно-телекоммуникационные сети: - компьютер, подключен к сети
Интернет.

п/п

Методическое и информационное обеспечение
№
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или)
наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы
электронных образовательных, информационных ресурсов)
1
Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина»- Академия развития-2005г.
2
Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б.Лепка в детском саду. Конспекты
занятий для детей 2-7 лет. М.2021г.
3
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
4
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М,
Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
5
Клиенов А.Е.«Народные промыслы» - Москва. Белый город.-2002
6

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986

7
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года.
М.2019
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований
Уровень образования педагога: среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена
переподготовка по профилю программы.

профессиональная

4. Оценочные материалы
4.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
9

4.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
4.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (выполнение творческой
работы), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей учащихся.
Оценочные материалы
№ Ф
Наз
Тех
Аккура
Самостоятел
Заверше
.И.О.
вание
ника
тность
ьность
нность
ребёнка работы
исполнения

«3» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно;
«2» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога;
«1» - работа не аккуратна, не завершена, выполнена с помощью педагога.
Структура занятия
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя
3 части:

вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения,
нейрогимнастика, выполнение заданий на тренировку памяти, мышления и внимания.

основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей
под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла
каждого ребенка

заключительная часть – анализ детских работ (рассматривание работы,
положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Методы и приёмы обучения

Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся:
-использование натуры и фигурок, образца и других наглядных пособий; рассматривание
отдельных предметов; показ воспитателем приемов лепки; показ детских работ в конце занятия,
при их оценке.
-показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приемом, который
учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может
быть двух видов:
-показ жестом;
-показ приемов лепки.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
10

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их
применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной
навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать
указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных
процессов.

Словесные методы и приемы обучения
-Беседа. Вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к
занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.
-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное
восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк,
они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

Игровые приемы обучения. Это использования моментов игры в процессе
изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем
меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.
Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной
задаче, облегчает работу мышления и воображения.
При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в
игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в
приобретении знаний, умений и навыков.

Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях
музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный
язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый
лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.
Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют.
Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших
дошкольников это путешествие в Страну Творчества. Занимательный сюжет сказки,
увлекательная продуктивная деятельность - все это помогает развивать у детей эмоции и
воображение.

11

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Умный пластилин»

№

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Умный пластилин»
Модуль
Первый год
Второй год
Формы (аттестации) контроля

п/п

обучения 2-4

Обучения 4-5 лет

Теория

Практика

36

Итого:

Лепим и

Практика

1.

Теория

Итого:

года

3

33

-

-

-

Беседа,
наблюдение,

играем

выполненных

2.

Лепим

-

-

-

72

6

сказку
Итого:

36

72

12

66

контрольное
выставка работ

педагогическое
просмотр
работ,
упражнение,

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Умный пластилин»

Согласовано:
Педагогический совет
протокол от «30» августа 2024 г № 1

Утверждаю:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 9»
____________Е.С. Котолуп
Приказ от «30» августа 2024 г. № 49

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Умный пластилин»
Содержание

Группа раннего возраста
от 2 до 3 лет

Младшая группа
от 3 до 4 лет

Начало учебного
года

02.09.2024

02.09.2024

Окончание учебного
года
Педагогический
мониторинг
(первичный)
Педагогический
мониторинг
(итоговый)
Продолжительность
учебной недели
Летний период

30.05.2025

30.05.2025

30.05.2025

02.09.2024 – 15.09.2024

02.09.2024 – 15.09.2024

02.09.2024 – 15.09.2024

15.05.2025-31.05.2025

15.05.2025-31.05.2025

15.05.2025-31.05.2025

5 дней

5 дней

5 дней

01.06.-31.08.2025

01.06.-31.08.2025

01.06.-31.08.2025

Праздничные
(нерабочие) дни

Средняя группа
от 4 до 5лет

02.09.2024

03.11.– 04.11.2024 г.; 29.12.2024 г. – 08.01.2025 г.; 23.02.2025 г.;
08.03.2025 г; 01.05. – 04.05.2025 г.; 08.05. - 11.05.2025 г.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».