Содержание
1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые основания разработки программы;
- Сведения о программе;
- Характеристика программы (ее значимость);
- Принципы и подходы к реализации программы;
- Направленность программы;
- Адресат;
- Наполняемость группы;
- Срок реализации программы;
- Объем;
- Режим занятий;
- Формы обучения;
- Виды занятий;
- Цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Организационно-педагогические условия программы
- Материально-техническое обеспечение;
- Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий;
- Методическое и информационное обеспечение (печатное и электронное);
- Кадровое обеспечение.
4. Оценочные материалы.
- Структура занятий;
- Методы и приемы обучения.
Приложение 1 –Учебный план
Приложение 2 – Рабочая программа педагога
2
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Умный пластилин» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
"Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Умный пластилин» составлена с учетом программы дошкольного
воспитания «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.
Характеристика программы (ее значимость)
Изобразительно-художественная деятельность в дошкольном возрасте является одним
из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и
доступных видов деятельности с детьми является изобразительная, художественная, продуктивная
деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
Во время лепки ребенок получает эстетическое наслаждение от его пластичности, объемности, от
форм, которые получаются в результате процесса. Лепка развивает у детей лучшую координацию
движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а
3
также лучшему освоению пространства, объема, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы,
вызывают у детей чувство радости, удовлетворенности, уверенности в себе.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятие по творчеству
объединяются с занятиями по интеллектуальному развитию ребенка, а именно включают элементы
нейрогимнастики, а также упражнения для развития внимания, памяти и мышления.
Значимость данной программы в том, что она удовлетворяет потребность ребенка в продуктивной
деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, выражения
своего отношения к увиденному, пережитому, а интегрируя ее с упражнениями на развитие самых
разнообразных умственных процессов и активизация межполушарного взаимодействия способствует
развитию речи и мышления, памяти и внимания ребенка.
Принципы и подходы к реализации программы
•
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
•
Доступность материала, системность и постепенность его усложнения.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
•
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
•
принцип
культурного
обогащения
(амплификации)
содержания
изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в
соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
•
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
•
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
•
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
•
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций,
эмоциональной открытости).
Особенность данной программы состоит в том, что она имеет стартовый уровень, что
позволяет обучающимся получить умения и навыки по лепке, не обладая специальными
способностями.
Программа состоит из двух модулей: 1 модуль - «Лепим и играем», 2 модуль –
«Слепим сказку».
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей 2-5 лет
(младший дошкольный возраст).
4
Занятия по программе «Умный пластилин» проходят на базе БМАДОУ «Детский сад
№9».
Набор в группы свободный с учетом их интересов, способностей и пожеланий
родителей. Обучаться по программе могут все желающие дети младшего дошкольного
возраста. Группы формируются с учетом возраста детей. Количество детей в группе – до 10
человек.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 108 учебных часов из них:
1 год обучения – 36 учебных часов;
2 год обучения - 72 учебных часов.
Режим занятий
- первый год обучения – 1 раза в неделю (1 учебный час для возраста 2-3 года - 10
минут,
- второй год обучения – 2 раза в неделю (1 учебный час для возраста 3-4 года – 15
минут, для возраста 4-5 лет по 20 минут).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
- обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи модуля
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с массой для
лепки;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из массы для лепки.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус.
5
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
- Совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий
применяя разные техники.
- Развитие чувства цвета, пропорции, ритма.
- Овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной
деятельности.
- Воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия.
- Формирование умения работать в коллективе.
- Формирование культуры труда, аккуратности, бережного и экономного
использования материала, содержание в порядке рабочего места.
Планируемые результаты освоения модуля
Учащиеся должны знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с массой для лепки;
- названия и назначение инструментов для лепки;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- исходные формы изделий;
- приемы доработки исходных форм;
- последовательность технологических операций.
- культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на
практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
- правильно использовать приемы доработки исходных форм;
- использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
- пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- самостоятельно выполнять несложное изделие;
- оформлять готовое изделие;
- оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
- организовывать свое рабочее место и досуг.
6
2. Содержание программы
Учебный план
3
33
-
Формы (аттестации) контроля
практика
«Лепим и играем»
теория
1.
итого:
модуль
итого:
п/п
теория
№
второй год обучения
4-5 лет
практика
первый год обучения
2-4 года
-
-
Беседа, педагогическое
просмотр
контрольное
наблюдение,
выполненных
упражнение,
работ,
выставка
работ.
2.
«Лепим сказку»
-
-
-
72
6
66
Беседа, педагогическое
просмотр
контрольное
работ.
Итого:
Итого за весь период обучения:
36
72
108
7
наблюдение,
выполненных
упражнение,
работ,
выставка
Модуль 1: «Лепим и играем»
Учебно-тематический план
№
п/п
Количество часов
Темы
всего
теория
практика
1
Лепка из воздушного пластилина
14
1
13
2
Лепка из пластилина
11
1
10
3
Пластилинография
7
1
6
4
Лапка из соленого теста
2
0
2
5
Лепка из холодного фарфора
2
0
2
Всего учебных часов:
36
3
33
Модуль 2: «Лепим сказку»
Учебно-тематический план
№
п/п
Количество часов
Темы
всего
теория
практика
1
Лепка из пластилина
13
1
12
2
Лепка из воздушного пластилина
25
2
23
3
Пластилинография
16
1
15
4
Лепка из соленого теста
8
1
7
5
Лепка из холодного фарфора
5
0
5
6
Многослойная лепка
5
1
4
72
6
66
Всего учебных часов:
3. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в кабинете дополнительного
образования № 2, расположенном на втором этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 9»,
площадь кабинета – 13,5 кв.м.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий
Оборудование:
1.Шкаф для наглядных пособий – 4 шт.;
2.Стол письменный – 1 шт.;
8
3.Стул офисный – 1 шт.;
4.Стол детский – 10 шт.;
5.Стул детский – 10 шт.
Материалы:
Доска для лепки – по количеству детей;
Стеки – по количеству детей;
Пластилин – по количеству детей;
Воздушный пластилин –по количеству детей;
Клей ПВА;
Картон цветной и белый – по количеству детей;
Природные материалы (камешки, веточки, листья, сухоцветы, ракушки, семена плодов;
крупы, макаронные изделия);
Бросовый и бытовой материал (упаковки от яиц, баночки и емкости пластиковые,
картонные коробки);
Крахмал картофельный – 1 кг;
Информационно-телекоммуникационные сети: - компьютер, подключен к сети
Интернет.
п/п
Методическое и информационное обеспечение
№
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или)
наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы
электронных образовательных, информационных ресурсов)
1
Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина»- Академия развития-2005г.
2
Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б.Лепка в детском саду. Конспекты
занятий для детей 2-7 лет. М.2021г.
3
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
4
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М,
Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
5
Клиенов А.Е.«Народные промыслы» - Москва. Белый город.-2002
6
Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986
7
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года.
М.2019
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований
Уровень образования педагога: среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена
переподготовка по профилю программы.
профессиональная
4. Оценочные материалы
4.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
9
4.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
4.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (выполнение творческой
работы), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей учащихся.
Оценочные материалы
№ Ф
Наз
Тех
Аккура
Самостоятел
Заверше
.И.О.
вание
ника
тность
ьность
нность
ребёнка работы
исполнения
«3» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно;
«2» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога;
«1» - работа не аккуратна, не завершена, выполнена с помощью педагога.
Структура занятия
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя
3 части:
вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения,
нейрогимнастика, выполнение заданий на тренировку памяти, мышления и внимания.
основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей
под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла
каждого ребенка
заключительная часть – анализ детских работ (рассматривание работы,
положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Методы и приёмы обучения
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся:
-использование натуры и фигурок, образца и других наглядных пособий; рассматривание
отдельных предметов; показ воспитателем приемов лепки; показ детских работ в конце занятия,
при их оценке.
-показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приемом, который
учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может
быть двух видов:
-показ жестом;
-показ приемов лепки.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
10
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их
применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной
навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать
указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных
процессов.
Словесные методы и приемы обучения
-Беседа. Вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к
занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.
-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное
восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк,
они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Игровые приемы обучения. Это использования моментов игры в процессе
изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем
меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.
Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной
задаче, облегчает работу мышления и воображения.
При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в
игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в
приобретении знаний, умений и навыков.
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях
музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный
язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый
лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.
Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют.
Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших
дошкольников это путешествие в Страну Творчества. Занимательный сюжет сказки,
увлекательная продуктивная деятельность - все это помогает развивать у детей эмоции и
воображение.
11
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Умный пластилин»
№
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Умный пластилин»
Модуль
Первый год
Второй год
Формы (аттестации) контроля
п/п
обучения 2-4
Обучения 4-5 лет
Теория
Практика
36
Итого:
Лепим и
Практика
1.
Теория
Итого:
года
3
33
-
-
-
Беседа,
наблюдение,
играем
выполненных
2.
Лепим
-
-
-
72
6
сказку
Итого:
36
72
12
66
контрольное
выставка работ
педагогическое
просмотр
работ,
упражнение,
Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Умный пластилин»
Согласовано:
Педагогический совет
протокол от «30» августа 2024 г № 1
Утверждаю:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 9»
____________Е.С. Котолуп
Приказ от «30» августа 2024 г. № 49
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Умный пластилин»
Содержание
Группа раннего возраста
от 2 до 3 лет
Младшая группа
от 3 до 4 лет
Начало учебного
года
02.09.2024
02.09.2024
Окончание учебного
года
Педагогический
мониторинг
(первичный)
Педагогический
мониторинг
(итоговый)
Продолжительность
учебной недели
Летний период
30.05.2025
30.05.2025
30.05.2025
02.09.2024 – 15.09.2024
02.09.2024 – 15.09.2024
02.09.2024 – 15.09.2024
15.05.2025-31.05.2025
15.05.2025-31.05.2025
15.05.2025-31.05.2025
5 дней
5 дней
5 дней
01.06.-31.08.2025
01.06.-31.08.2025
01.06.-31.08.2025
Праздничные
(нерабочие) дни
Средняя группа
от 4 до 5лет
02.09.2024
03.11.– 04.11.2024 г.; 29.12.2024 г. – 08.01.2025 г.; 23.02.2025 г.;
08.03.2025 г; 01.05. – 04.05.2025 г.; 08.05. - 11.05.2025 г.
13
14