1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
старшего дошкольного возраста «Скоро в школу» (далее Программа) имеет социально –
гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и
творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа
является модифицированной и составлена на основе авторской О.И. Крупенчук «Учим
буквы».
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный
подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения
ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует
взаимодействия разных наук
(психолингвистики,
педагогики,
языкознания).
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого
развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения
детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Цель и задачи программы:
Цель: подготовка детей к школе, развитие звукобуквенного анализа, подготовка
руки ребенка к письму, формирование графических навыков письма.
Задачи:
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха;
• Развитие произносительных умений;
• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги,
распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
• Расширение словарного запаса детей;
• Формирование и развитие звукобуквенного анализа;
• Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия;
• Развитие графических навыков;
• Развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
• Воспитание умения работать в команде;
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по
отношению к окружающим.
2.Планируемые результаты освоения Программы
Стартовый уровень
Умеют:
- правильно произносить все звуки
родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова,
похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие
Базовый уровень
Умеют:
правильно произносить все звуки родного
языка изолированно, в словах, во фразовой
речи;
- определять место звука в слове: в начале,
середине, в конце;
различать гласные и согласные, твёрдые и
мягкие согласные, звонкие и глухие
2
согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в
слове;
- произвольно регулировать темп, силу
голоса, речевое дыхание;
-рисовать прямые вертикальные и
горизонтальные линии, округлые линии,
штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и
кистей рук;
Знают: буквы русского алфавита.
Личностные результаты:
- понимают и выполняют учебную
задачу, а также проявляют такие качества
как усидчивость, терпеливость, умение
общаться со сверстниками,
доброжелательность.
-умеют работать в команде по3-5 человек.
Прислушиваться и уважать мнение
каждого члена команды.
№
п/п
1.
2.
3.Содержание Программы
Учебный план
уровень
первый год обучения
второй год обучения
(5-6 лет)
(6-7 лет)
итого: теория практика итого: теория практика
72
36
36
Стартовый «От А
до Я» (развитие
звукобуквенного
анализа)
Базовый
«Я
начинаю читать»
(овладение
техникой
чтения,
зарождающийся
интерес
к
самостоятельному
чтению)
Итого:
Итого за весь период
обучения:
№
согласные звуки;
записывать
слова,
условными
обозначениями, буквами;
- делить слова на слоги; определять
ударный слог, ударную гласную;
- пользоваться графическим обозначением
звуков;
Знают:
- буквы русского алфавита;
- термины «звук», «буква»;
Личностные результаты:
- понимают и выполняют учебную задачу,
а также проявляют такие качества как
усидчивость,
терпеливость,
умение
общаться
со
сверстниками,
доброжелательность.
-умеют работать в команде по3-5 человек.
Прислушиваться и уважать мнение
каждого члена команды.
-
-
-
72
72
36
36
72
144
Учебно-тематический план
Стартовый уровень
1-й год обучения (5-6 лет) – «От А до Я» (развитие звукобуквенного анализа)
Темы
Количество часов
п/п
всего
3
теория
практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Подготовительный этап
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О,
У, Ы, Э
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё,
Ю, И
Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь
и Ъ – и их особенностями
5
14
2
5
3
7
12
14
4
5
6
7
12
3
7
14
5
7
Педагогический мониторинг, контрольное
1
0
1
упражнение.
Всего учебных часов:
72
Стартовый уровень. 1-й год обучения (5-6 лет) – «От А до Я»
(развитие звукобуквенного анализа)
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках
общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые
согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
1.
Подготовительный этап:
Теория: закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из
него заданные звуки; интонационное выделение заданного звука в слове.
Практика: графическое обозначение слов – прямоугольник (схема); деление слов на
слоги: закрепление фонематического слуха у детей;
2.
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
Теория: знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех
занятий); понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный
квадрат. Определение места звука / буквы в слове. Обучение написанию букв с
использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой –
подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
Практика: определение места звука / буквы в слове; обучение написанию букв с
использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой –
подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
Теория: алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в
слове. Понятия «согласный звук», «слог» и «слияние». Гласные буквы, придающие
твёрдость согласным буквам при произношении.
Практика: чтение слогов с изученными звуками и буквами. Составление и чтение
слов из знакомых букв. Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в
слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов. Графическое
изображение твёрдых согласных – синий квадрат.
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
Теория: гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при
произношении.
4
Практика: графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат.
Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое
обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости:
Теория: звуковой (фонетический) анализ слова. Понятие «предложение» и его
графическое изображение (схема).
Практика: переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов.
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями:
Теория: закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Практика: переход к чтению несложных слов.
7. Педагогический мониторинг, контрольное упражнение.
Учебно-тематический план
Базовый уровень. 2-й год обучения (6-7 лет) – «Я начинаю читать»
(овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению)
№
Темы
Количество часов
п/п
Подготовительный этап
Прямое слоговое чтение
Обратное слоговое чтение
Чтение слов 1 слоговой структуры
Чтение слов 2,3 слоговой структуры
Чтение слов 4, 5 слоговой структуры
Фонетический разбор слова
Педагогический мониторинг, контрольное
упражнение.
Всего учебных часов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
всего
теория
практика
2
13
13
13
13
13
5
1
3
3
3
3
3
1
-
2
10
10
10
10
10
4
1
72 часа
Базовый уровень. 2-й год обучения (6-7 лет) – «Я начинаю читать» (овладение
техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению)
Основной материал изучения – слоговая структура слова, слова 1, 2, 3, 4, 5, 6 слоговой
структуры.
1. Подготовительный этап.
Теория: формировать навык правильного слогового чтения.
Практика: графическое обозначение слога
2. Прямое слоговое чтение.
Теория: развивать навык слогового чтения.
Практика: чтение слоговых таблиц, развитие зрительного и слухового восприятия,
заучивание чистоговорок.
3. Обратное слоговое чтение.
Теория: развивать навык обратного слогового чтения.
Практика: чтение слоговых таблиц, развитие зрительного и слухового восприятия,
заучивание чистоговорок.
4. Чтение слов 1 слоговой структуры.
Теория: закреплять навык правильного слогового чтения.
5
Практика: работа с кассой букв, составление слов из магнитной
зрительного и слухового восприятия, заучивание чистоговорок.
5. Чтение слов 2,3 слоговой структуры.
Теория: закреплять навык правильного слогового чтения.
Практика: работа с кассой букв, составление слов из магнитной
зрительного и слухового восприятия, заучивание чистоговорок.
6. Чтение слов 4,5 слоговой структуры.
Теория: закреплять навык правильного слогового чтения.
Практика: работа с кассой букв, составление слов из магнитной
зрительного и слухового восприятия, заучивание чистоговорок.
7. Фонетический разбор слова.
Теория: графическое обозначение места буквы в слове, гласного и
ударного звука, обозначение количества слогов.
Практика: работа по индивидуальным карточкам.
8. Педагогический мониторинг, контрольное
упражнение.
6
азбуки, развитие
азбуки, развитие
азбуки, развитие
согласного звука,