1.
Пояснительная записка
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники и
конструирования. Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,
а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает
конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет
кругозор, познавательную активность дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами конструктора ЛЕГО и робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
Сформировать представления о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
Обучить детей составлять план действий и применять его при решении практических задач;
Обучить детей решать практические задачи;
Обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, замыслу;
Способствовать получению необходимых математических представлений – о счете,
симметрии, пропорциях;
Способствовать формированию умений преобразовывать необходимую информацию с
использованием текста, рисунка, схемы и словесной инструкции, а также изготавливать несложные
конструкции и простые механизмы;
Развивающие:
Формировать умение детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы,
модели;
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его
характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развивать математические способности – считать, соблюдать пропорции, симметрию,
прочность и устойчивость конструкции;
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а
также моторику рук;
Воспитательные:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Воспитывать умение воплощать в жизнь замысел, доводить начатое дело до конца;
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания
коллективной постройки.
2.
Второй год обучения
6-7 лет
Форма
(аттестации)
контроля
практика
педагогическ
итого
ое
наблюдение,
беседа,
теория
самооценка,
групповая
оценка,
практика
-задания для
самостоятель
ного
выполнения;
-выставка
творческих
работ
практика
Первый год
обучения
5-6 лет
теория
Модуль
итого
№
п/п
Содержание Программы
Учебный план
2
1.
«Лего - мир»
2.
«Я конструктор»
72
13
59
-
-
-
Итого:
Всего учебных часов:
-
-
-
72
11
61
72
Педагогическое
наблюдение,
беседа, самооценка,
групповая оценка,
задания для
самостоятельного
выполнения;
-выставка
творческих работ
72
144
Учебно-тематический план
Модуль 1 «Лего – мир»
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
всего
8
теория
2
практика
6
1.1. Организационное занятие
1.2. Знакомство с конструктором Lego city.
Раздел 2. Конструирование по образцу
2.1 Принципы схематичного изображения
построек
2.2 Конструирование простых построек по схеме
2.3 Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 3. Конструирование по схеме
1
8
20
2
0.5
1,5
2
1
0.5
7
8
1
9
9
2
2
7
6
11
3
8
3.1 Принципы схематичного изображения
построек
3.2 Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 4. Лего -мозаика
4.1 Составление мозаики по схеме
4.2 Составление мозаики по условиям
Раздел 5. Конструирование объектов реального
мира
5.1. Конструирование простых построек по схеме
5.2. Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 6. Свободная игровая деятельность на
тему «Космическое путешествие»
6.1.
3
1
2
8
2
6
10
5
5
15
2
4
8
5
5
11
9
9
2
2
7
7
8
-
18
1
72
13
1
59
Раздел 1. Конструктор Lego city
Промежуточная аттестация, контрольное упражнение
Всего учебных часов:
3
Раздел 1 Конструктор Lego city
1.1. Организационное занятие.
Теория: инструктаж по безопасности. Входная диагностика.
Практика: Игра на знакомство «Я даю тебе игрушку…»
1.2. Знакомство с конструктором LEGO CITY.
Теория: Состав набора конструктора LEGO CITY. Знакомство с конструктором LEGO CITY, с
формой LEGO-деталей (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, куполообразный кирпичик и т.д).
Практика: Упражнения на закрепление навыков крепления деталей конструктора. Игры на
составление из деталей различных симметричных узоров
1.2. Сооружение простых построек по образцу (мостик, ворота)
Теория: беседа «изучение основных элементов»
Практика: планировать этап постройки. Закрепить основные части конструкции
Раздел 2 Конструирование по образцу
Теория: познакомить с основными понятиями механики: равновесие, устойчивость.
Выработка навыка различения деталей в коробке, умения
Практика: слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.
2.1
Сооружение простых построек
2.1.1
Конструирование по образцу. Узкие ворота и заборчик. Широкие ворота и заборчик.
Теория: продолжать знакомить детей с конструктором лего. Показать новые способы
соединения деталей.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование узких и
широких ворот и заборчика.
2.1.2
Конструирование по образцу: домик в одну деталь. Домик четыре стены объёмный.
Теория: Знакомство с понятием «конструирование по образцу», изучаем образец домика.
Виды конструкций однодетальные и многодетальные.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование домиков в одну
деталь. Конструирование объёмных домиков. Навыки построения симметричных и устойчивых
моделей.
2.1.3
Мостик через речку.
Теория: познакомить с новым конструктором LEGO CITY, его деталями.
Практика: Учить строить мостик. Сборка по образцу. Обыгрывание постройки.
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1
Принципы схематичного изображения построек.
Теория: Знакомство с конструированием по схемам.
Конструирование простых построек по схеме
3.1.1 «Веселый счет» Конструирование по схеме.
Практика: моделирование цифр из лего - кубиков и лего - кирпичиков по схеме-карточке.
3.1.2 Разные дома.
Практика: Учить строить домики разной конструкции.
3.1.3 «Транспорт»
Практика: Конструирование различных видов транспорта по схемам, объединение в один
сюжет. Разработка простейших схем самостоятельно.
3.1.4 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
3.2
Конструирование построек по схеме с усложнением
3.2.1 Многоэтажные дома.
Теория: анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность
выделять в предметах их функциональные части
4
Практика: Знакомство с городом. Конструирование жилых многоэтажных домов по схеме.
3.2.2 Наш детский сад.
Практика: Конструирование здания детского сада
3.2.3 Кафе.
Практика: конструирование сложной постройки кафе, коллективная работа
3.2.4 Моделирование фигуры человека
Раздел 4. Лего-мозаика
4.1
Составление мозаики по схеме
4.1.1
Лего-мозаика «Фрукты»
Практика: Лего-мозаика плоскостное строение фруктов на плате по схеме-карточке.
4.1.2
Лего-мозаика «Узор»
Практика: повтори узор, соблюдая симметрию по предложенной схеме.
4.2
Составление мозаики по условиям
4.2.1 Лего-мозаика «Удивительный мир»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям. Удивительный мир
4.2.2 Лего-мозаика «Мое любимое животное»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям.
Раздел 5. Конструирование объектов реального мира
5.1 «Цветок»
Теория: Беседа на тему «8 марта – праздник мам». Формирование представлений по теме
«Цветы». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Цветы». Закрепляем умения
конструирования по схеме
Практика: Конструирование по схеме: «Цветок»
5.2 «Деревья: ель, береза, пальма»
Практика: конструирование различных деревьев по иллюстрации из конструктора LEGO
CITY. Упражнение на развитие зрительного внимания «Найди такую же».
5.3 Конструирование Слона.
Практика: Учить строить слона из конструктора LEGO CITY. Развивать творческие навыки,
фантазию, воображение.
5.4 Конструирование крокодила.
Практика: конструирование крокодила из конструктора LEGO CITY по образцу.
5.5
Конструирование Жирафа. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить
строить жирафа по образцу.
Практика: Конструирование Жирафа по графической схеме.
5.6 Конструирование Пони
Практика: Конструирование Пони по графической схеме.
5.7 Конструирование динозавра
Практика: Конструирование динозавра по заданным условиям.
5.8 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность. Выставка животных.
5.9 Лабиринт.
Практика: плоскостное строительство.
Раздел 6 Свободная игровая деятельность «Космическое путешествие»
6.1 «Ракета, космонавты».
Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны.
Практика: Строительство ракеты из конструктора LEGO CITY по схеме.
6.2 «Космическая станция».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Коллективное
либо индивидуальное конструирование.
5
6.3 «Спутник. Космодром».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Индивидуальное
конструирование спутника и космодрома.
6.4 «Луноход». Познакомить с луноходом, учить строить из конструктивных деталей.
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Коллективное
конструирование.
6.5 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
Практика: Конструирование животных по карточкам-схемам на выбор.
№
п/п
Модуль 2 «Я конструктор»
Учебно-тематический план
Наименование раздела,темы
Количество часов
всего
5
теория
1
практика
4
5
1
4
Раздел 2. Конструирование по образцу
5
1
4
Сооружение простых и сложных построек по
образцу
Раздел 3. Конструирование по схеме
5
1
4
15
4
11
3.1 Принципы схематичного изображения
построек.Читаем схемы.
3.2 Конструирование простых построек по схеме
2
1
1
2
1
1
3.3 Конструирование построек по схеме с
усложнением
3.4
Проектная деятельность
3
1
2
8
1
7
10
-
10
10
-
10
37
5
32
12
1
11
10
1
9
15
3
12
72
11
61
Раздел 1. Исследователи конструктора Lego
1.1
Путешествие в страну Lego
2.1
Раздел 4. Лего-мозаика
4.1
Составление мозаики по схеме
Раздел 5. Конструирование объектов реального
мира
5.1 Моделирование домашних животных.
Постройки по схеме
5.2 Моделирование морскихживотных и рыб.
Постройки по графической схеме, по модели.
5.3 Свободная игровая деятельность, Проект
«Аэропорт»
Всего учебных часов:
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Исследователи конструктора Lego
1.1
Путешествие в страну Lego
1.1.1 Знакомство с Lego продолжается.
Теория: Новые детали и их соединения. Виды крепления новых деталей. Техника
легоконструирования. Цветовое оформление деталей. Презентация «История Lego».
1.1.2 Исследователи Lego-деталей (форма и размер) виды скрепления деталей разной
формы.
6
Практика: Упражнения на закрепление навыков соединения деталей, определение формы и
размера, сравнение деталей.
1.1.3
Знакомство с набором конструктора «Мои первые истории».
Практика: Упражнения на закрепление навыков соединения деталей. Дидактическая игра:
«Не ошибись».
1.1.4
«Построй свою историю»
Практика: Продолжаем Конструирование истории «Осень». Работа в парах. Закрепление
способов крепления деталей «стопка», «кирпичная кладка». Закрепление названия деталей и их
элементов (пластина, элемент «двойка», «четверка», «восьмерка» и т.д…)
Раздел 2. Конструирование по образцу
2.1
Сооружение простых и сложных построек по образцу
2.1.1 Конструирование по образцу: Крутящаяся мельница
Теория: анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность
выделять в предметах их функциональные части.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование мельницы по
образцу с конструктором Learn to learn.
2.1.2. Конструирование по образцу «Радужный человечек»
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование радужного
человечка по образцу с конструктором Learn to learn
2.1.3 Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. Выставка
работ.
Практика: Свободная игровая деятельность детей.
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1
Принципы схематичного изображения построек. Читаем схемы.
3.1.1 Основные виды схематического изображения построек и их виды.
Теория: Виды схем. Чтение схем. Правила работы со схемами. Презентация «Читаем схемы».
3.1.2 Плоскостное и объёмное конструирование по схеме-карточке.
Практика: конструированиепо схеме карточке фруктов и овощей (по выбору)
Конструирование плоскостное. Конструирование объёмное.
3.2
Конструирование простых построек по схеме.
3.2.1
Квартира однокомнатная. Конструирование по схеме разной мебели: стол, стул,
кровать.
Практика: Упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели. Анализ модели.
3.2.2
Квартира двухкомнатная. Конструирование по схеме мебели: кресло, диван.
Обыгрывание построек. Выставка работ
Практика: упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели из конструктора lego
sity. Анализ модели
3.2.3 «Конструирование по схеме мебели: шкаф, тумба»
Практика: «Конструирование по схеме мебели: шкаф, тумба» Читаем схему. Обыгрывание
построек. Выставка работ.
3.3
Конструирование построек по схеме с усложнением
3.3.1 Моделирование букв по схеме.
Практика: моделирование букв из кубиков Лего по схеме. Составление из них своего имени.
3.3.2 Моделирование цифр по схеме
Практика: Моделирование цифр по схеме 6,7,8,9,0. Моделирования знаков больше, меньше и
равно, знаков «+», «-».
3.3.3 Легоматематика.
Практика: Повторение пройденного материала. Счет. Составление примеров из построенных
цифр. Спонтанная игра детей. Анализ
3.3.4 Конструирование фигуры человека: мальчик
Практика: Упражнение «Чего нет». Конструирование фигуры мальчика.
7
3.3.5 Конструирование фигуры человека: девочка
Практика: Упражнение «Чего нет». Конструирование фигуры девочки.
3.4
Проектная деятельность
3.4.1 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Новогодняя ёлочка
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: Новогодняя ёлочка
3.4.2 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Новогодняя игрушка.
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: Новогодняя игрушка
3.4.3 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Дед Мороз
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: «Дед Мороз»
3.4.4 Калейдоскоп проектов.
Практика Презентация проектов
Раздел 4. Лего мозаика.
4.1.
Составление мозаики по схеме.
4.1.1
Составление лего мозаики по схеме «Домик».
Теория: продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать
схемы.
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Домик»
4.1.2 Составление мозаики по схеме «Бабочка».
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Бабочка»
4.1.3 Составление мозаики по схеме «Утенок на прогулке».
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Утенок на прогулке»
4.1.4 Составление мозаики по замыслу.
Практика: Постройка на плато мозаичным способом по собственному замыслу. Выбор схемыкарточки Презентация работ. Выставка.
Раздел 5. Конструирование объектов реального мира
5.1
Моделирование домашних животных. Постройки по схеме
5.1.1 Деревня. Постройки. Конструирование по схеме: домик, загон для животных.
Практика: Конструирование по схеме: домик, загон для животных.
5.1.2 Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме: кошка, собака. Практика:
Конструирование по схеме: кошка, собака.
5.1.3
Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме: цыплята, курица,
петух.
Практика: Конструирование по схеме: цыплята, курица, петух.
5.1.4
техника конструирования сюжетных построек: домик, загон и домашние
животные. Обыгрывание построек. Выставка работ.
Практика: Объединение построек: загон, домик и домашние животные. Обыгрывание
построек.
5.2
Моделирование морских животных и рыб. Постройки по графической схеме, по модели.
5.2.1
Конструирование осьминога.
Практика: Объёмное конструирование осьминога по модели.
5.2.2 Конструирование разноцветных рыб и водорослей.
Практика: Плоскостное конструирование различных рыб из конструктора Lego education по
схеме в технике Лего-мозаика. Добавление по замыслу водорослей, кораллов.
5.3
Проектная деятельность. Проект Аэропорт
5.3.1 Конструирование по схеме «Самолет»
Практика: Конструирование по схеме модели самолета. Конструирование взлетной полосы
5.3.2 Конструирование по схеме «Пассажирский терминал» Практика: Конструирование по
схеме: пассажирский терминал. Чтение схем.
5.3.3 Конструирование по схеме «Диспетчерская вышка» Практика: Конструирование
диспетчерская вышка. Чтение схем.
5.3.4 Конструирование по схеме «Служебная машина»
8
Практика:
конструирование по
схеме: служебная машина. Конструирование трапа.
Обыгрывание построек. Выставка работ. Презентация проекта «Аэропорт»
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Стартовый»
Дети узнают, различают и правильно называют детали конструктора Лего-Дупло (по цвету,
форме, количеству пар крепления).
Знают:
- основные простейшие принципы конструирования;
- виды конструкций (плоские, объемные);
- способы крепления деталей между собой;
- понятия «конструкция», «архитектура», «схема»
Умеют:
- самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- соединять детали Лего-конструктора;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть
ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала.
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием, в соответствии с
заданием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- работать коллективно.
Личностные результаты:
- Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
- Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
- Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений в предложенных ситуациях.
- Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Модуль 2. «Базовый»
Знают:
- хорошо различают и правильно называют детали конструктора ЛЕГО (по цвету, форме,
количеству пар крепления, специальные элементы: рамы, двери, оградки);
Дети имеют представление:
- о дополнительных элементах, используемых в конструкциях, элементах декора;
- о жестком и подвижном способах крепления деталей между собой, о схеме, ее значении и
назначении.
Дети умеют:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым, по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
9
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке;
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- скреплять детали конструктора;
- составлять план действий, применять его при решении практических задач.
Личностные результаты:
- Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
- Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
- Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений в предложенных ситуациях.
- Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
10