Структура
1 Пояснительная записка:
-нормативно-правовые основания разработки программы;
-сведения о программе;
-характеристика программы (ее значимость);
-направленность;
-адресат;
-срок реализации программы;
-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
-режим занятий;
-формы обучения и виды занятий;
-цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты.
4. Организационно-педагогические условия программы:
-материально-техническое обеспечение;
-информационное обеспечение (печатное и электронное);
-кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Приложения
Приложение 1. Учебный план
Приложение 2. Календарный учебный график
Приложение 3. Рабочая программа
2
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
5
11
12
12
13
13
13
15
1.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Леголэнд» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
- Устав, локальные и нормативные акты Березовского муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9».
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности для детей дошкольного возраста «Леголэнд» составлена с учетом
методического пособия Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».
Рассчитана на 2 года обучения от 5 до 7 лет, с учетом возрастных особенностей детей
(старшая, подготовительная к школе группы).
Программа состоит из 2 модулей: «Лего-мир» и «Я конструктор».
- Первый год обучения «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и
минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого
уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
-Второй год обучения «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний;
расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько
увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение
решать проблемные ситуации в рамках программы.
Характеристика программы (ее значимость)
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир
техники и конструирования. Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с
3
экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность
дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление,
воображение и навыки общения, расширяет кругозор, познавательную активность
дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Уровни сложности программы
«Стартовый» уровень - «Лего-мир»
«Базовый» уровень - «Я конструктор»».
Направленность
Направленность Программы - техническая.
Адресат Программы
Программа предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет. К освоению Программы
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество воспитанников в одной группе: 10 - 15 человек.
Срок реализации программы
Срок реализации – 2 года.
Объём учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет – 144 часа, из них:
1 год обучения (5-6 лет) – 72 учебных часа;
2 год обучения (6-7 лет) – 72 учебных часа.
Режим занятий
- первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа, для возраста 5-6 лет – 25
минут);
- второй год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа, для возраста 6-7 лет – 30
минут);
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения и виды занятий
Обучение в рамках данной Программы осуществляется в очной форме.
Виды занятий: практические, смешанные (теория и практика).
Цель и задачи Программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста средствами конструктора ЛЕГО и робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
Сформировать представления о деталях LEGO-конструктора и способах их
соединений;
Обучить детей составлять план действий и применять его при решении практических
4
задач;
Обучить детей решать практические задачи;
Обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, замыслу;
Способствовать получению необходимых математических представлений – о счете,
симметрии, пропорциях;
Способствовать формированию умений преобразовывать необходимую информацию
с использованием текста, рисунка, схемы и словесной инструкции, а также изготавливать
несложные конструкции и простые механизмы;
Развивающие:
Формировать умение детей использовать в конструктивной деятельности чертежи,
схемы, модели;
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять
его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
Развивать математические способности – считать, соблюдать пропорции, симметрию,
прочность и устойчивость конструкции;
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую
активность, а также моторику рук;
Воспитательные:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Воспитывать умение воплощать в жизнь замысел, доводить начатое дело до конца;
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания
коллективной постройки.
Содержание Программы
Учебный план
2.
Второй год
обучения
6-7 лет
практика
1.
«Лего - мир»
2.
«Я конструктор»
Итого:
Всего учебных часов:
72
13
59
-
-
-
72
-
-
-
72
11
61
72
144
5
Форма
(аттестации)
контроля
педагогичес
итого
кое
наблюдение,
беседа,
теория
самооценка,
групповая
оценка,
практика
-задания
для
самостоятел
ьного
выполнения
;
-выставка
творческих
работ
практика
Первый год
обучения
5-6 лет
теория
Модуль
итого
№
п/п
Педагогическое
наблюдение,
беседа, самооценка,
групповая оценка,
задания для
самостоятельного
выполнения;
-выставка
творческих работ
Учебно-тематический план
Модуль 1 «Лего – мир»
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
всего
8
теория
2
практика
6
1.1. Организационное занятие
1.2. Знакомство с конструктором Lego city.
Раздел 2. Конструирование по образцу
2.1 Принципы схематичного изображения
построек
2.2 Конструирование простых построек по схеме
2.3 Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 3. Конструирование по схеме
1
8
20
2
0.5
1,5
2
1
0.5
7
8
1
9
9
2
2
7
6
11
3
8
3.1 Принципы схематичного изображения
построек
3.2 Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 4. Лего -мозаика
4.1 Составление мозаики по схеме
4.2 Составление мозаики по условиям
Раздел 5. Конструирование объектов реального
мира
5.1. Конструирование простых построек по схеме
5.2. Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 6. Свободная игровая деятельность на
тему «Космическое путешествие»
6.1. Конструирование построек по схеме
3
1
2
8
2
6
10
5
5
15
2
4
8
5
5
11
9
9
2
2
7
7
8
-
18
1
72
13
1
59
Раздел 1. Конструктор Lego city
Промежуточная аттестация, контрольное упражнение
Всего учебных часов:
Раздел 1 Конструктор Lego city
1.1. Организационное занятие.
Теория: инструктаж по безопасности. Входная диагностика.
Практика: Игра на знакомство «Я даю тебе игрушку…»
1.2. Знакомство с конструктором LEGO CITY.
Теория: Состав набора конструктора LEGO CITY. Знакомство с конструктором LEGO
CITY, с формой LEGO-деталей (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, куполообразный
кирпичик и т.д).
Практика: Упражнения на закрепление навыков крепления деталей конструктора. Игры
на составление из деталей различных симметричных узоров
1.2. Сооружение простых построек по образцу (мостик, ворота)
Теория: беседа «изучение основных элементов»
Практика: планировать этап постройки. Закрепить основные части конструкции
6
Раздел 2 Конструирование по образцу
Теория: познакомить с основными понятиями механики: равновесие,
устойчивость. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения
Практика: слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.
2.1
Сооружение простых построек
2.1.1
Конструирование по образцу. Узкие ворота и заборчик. Широкие ворота и
заборчик.
Теория: продолжать знакомить детей с конструктором лего. Показать новые способы
соединения деталей.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование узких и
широких ворот и заборчика.
2.1.2
Конструирование по образцу: домик в одну деталь. Домик четыре стены
объёмный.
Теория: Знакомство с понятием «конструирование по образцу», изучаем образец
домика. Виды конструкций однодетальные и многодетальные.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование
домиков в одну деталь. Конструирование объёмных домиков. Навыки построения
симметричных и устойчивых моделей.
2.1.3
Мостик через речку.
Теория: познакомить с новым конструктором LEGO CITY, его деталями.
Практика: Учить строить мостик. Сборка по образцу. Обыгрывание постройки.
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1
Принципы схематичного изображения построек.
Теория: Знакомство с конструированием по схемам.
Конструирование простых построек по схеме
3.1.1 «Веселый счет» Конструирование по схеме.
Практика: моделирование цифр из лего - кубиков и лего - кирпичиков по схеме-карточке.
3.1.2 Разные дома.
Практика: Учить строить домики разной конструкции.
3.1.3 «Транспорт»
Практика: Конструирование различных видов транспорта по схемам, объединение в
один сюжет. Разработка простейших схем самостоятельно.
3.1.4 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
3.2
Конструирование построек по схеме с усложнением
3.2.1 Многоэтажные дома.
Теория: анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания,
способность выделять в предметах их функциональные части
Практика: Знакомство с городом. Конструирование жилых многоэтажных домов по
схеме.
3.2.2 Наш детский сад.
Практика: Конструирование здания детского сада
3.2.3 Кафе.
Практика: конструирование сложной постройки кафе, коллективная работа
3.2.4 Моделирование фигуры человека
Раздел 4. Лего-мозаика
4.1
Составление мозаики по схеме
7
4.1.1
Лего-мозаика «Фрукты»
Практика: Лего-мозаика плоскостное строение фруктов на плате по схеме-карточке.
4.1.2
Лего-мозаика «Узор»
Практика: повтори узор, соблюдая симметрию по предложенной схеме.
4.2
Составление мозаики по условиям
4.2.1 Лего-мозаика «Удивительный мир»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям. Удивительный мир
4.2.2 Лего-мозаика «Мое любимое животное»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям.
Раздел 5. Конструирование объектов реального мира
5.1 «Цветок»
Теория: Беседа на тему «8 марта – праздник мам». Формирование представлений по
теме «Цветы». Расширяем и уточняем словарный запас по теме «Цветы». Закрепляем умения
конструирования по схеме
Практика: Конструирование по схеме: «Цветок»
5.2 «Деревья: ель, береза, пальма»
Практика: конструирование различных деревьев по иллюстрации из конструктора
LEGO CITY. Упражнение на развитие зрительного внимания «Найди такую же».
5.3 Конструирование Слона.
Практика: Учить строить слона из конструктора LEGO CITY. Развивать творческие
навыки, фантазию, воображение.
5.4 Конструирование крокодила.
Практика: конструирование крокодила из конструктора LEGO CITY по образцу.
5.5
Конструирование Жирафа. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка,
учить строить жирафа по образцу.
Практика: Конструирование Жирафа по графической схеме.
5.6 Конструирование Пони
Практика: Конструирование Пони по графической схеме.
5.7 Конструирование динозавра
Практика: Конструирование динозавра по заданным условиям.
5.8 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Выставка животных.
5.9 Лабиринт.
Практика: плоскостное строительство.
Раздел 6 Свободная игровая деятельность «Космическое путешествие»
6.1 «Ракета, космонавты».
Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны.
Практика: Строительство ракеты из конструктора LEGO CITY по схеме.
6.2 «Космическая станция».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков.
Коллективное либо индивидуальное конструирование.
6.3 «Спутник. Космодром».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков.
Индивидуальное конструирование спутника и космодрома.
6.4 «Луноход». Познакомить с луноходом, учить строить из конструктивных
деталей. Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков.
Коллективноеконструирование.
6.5 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
8
Практика: Конструирование животных по карточкам-схемам на выбор.
№
п/п
Модуль 2 «Я конструктор»
Учебно-тематический план
Наименование раздела,темы
Количество часов
всего
5
теория
1
практика
4
5
1
4
Раздел 2. Конструирование по образцу
5
1
4
Сооружение простых и сложных построек по
образцу
Раздел 3. Конструирование по схеме
5
1
4
15
4
11
3.1 Принципы схематичного изображения
построек.Читаем схемы.
3.2 Конструирование простых построек по схеме
2
1
1
2
1
1
3.3 Конструирование построек по схеме с
усложнением
3.4
Проектная деятельность
3
1
2
8
1
7
10
-
10
10
-
10
37
5
32
12
1
11
10
1
9
15
3
12
72
11
61
Раздел 1. Исследователи конструктора Lego
1.1
Путешествие в страну Lego
2.1
Раздел 4. Лего-мозаика
4.1
Составление мозаики по схеме
Раздел 5. Конструирование объектов реального
мира
5.1 Моделирование домашних животных.
Постройки по схеме
5.2 Моделирование морскихживотных и рыб.
Постройки по графической схеме, по модели.
5.3 Свободная игровая деятельность, Проект
«Аэропорт»
Всего учебных часов:
Раздел 1. Исследователи конструктора Lego
1.1
Путешествие в страну Lego
1.1.1 Знакомство с Lego продолжается.
Теория: Новые детали и их соединения. Виды крепления новых деталей. Техника
легоконструирования. Цветовое оформление деталей. Презентация «История Lego».
1.1.2 Исследователи Lego-деталей (форма и размер) виды скрепления деталей
разнойформы.
Практика: Упражнения на закрепление навыков соединения деталей, определение
формы иразмера, сравнение деталей.
1.1.3
Знакомство с набором конструктора «Мои первые истории».
Практика: Упражнения на закрепление навыков соединения деталей. Дидактическая
игра:
«Не ошибись».
1.1.4
«Построй свою историю»
9
Практика: Продолжаем Конструирование истории «Осень». Работа в парах.
Закрепление способов крепления деталей «стопка», «кирпичная кладка». Закрепление
названия деталей и их элементов (пластина, элемент «двойка», «четверка», «восьмерка» и
т.д…)
Раздел 2. Конструирование по образцу
2.1
Сооружение простых и сложных построек по образцу
2.1.1 Конструирование по образцу: Крутящаяся мельница
Теория: анализируем образцы. Продолжаем развивать устойчивость внимания,
способность выделять в предметах их функциональные части.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование
мельницы пообразцу с конструктором Learn to learn.
2.1.2. Конструирование по образцу «Радужный человечек»
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование
радужногочеловечка по образцу с конструктором Learn to learn
2.1.3 Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.
Выставка работ.
Практика: Свободная игровая деятельность детей.
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1
Принципы схематичного изображения построек. Читаем схемы.
3.1.1 Основные виды схематического изображения построек и их виды.
Теория: Виды схем. Чтение схем. Правила работы со схемами. Презентация «Читаем
схемы».
3.1.2 Плоскостное и объёмное конструирование по схеме-карточке.
Практика: конструирование по схеме карточке фруктов и овощей (по
выбору)Конструирование плоскостное. Конструирование объёмное.
3.2
Конструирование простых построек по схеме.
3.2.1
Квартира однокомнатная. Конструирование по схеме разной мебели: стол,
стул,кровать.
Практика: Упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели. Анализ
модели.
3.2.2
Квартира двухкомнатная. Конструирование по схеме мебели: кресло, диван.
Обыгрывание построек. Выставка работ
Практика: упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели из
конструктора legosity. Анализ модели
3.2.3 «Конструирование по схеме мебели: шкаф, тумба»
Практика: «Конструирование по схеме мебели: шкаф, тумба» Читаем схему.
Обыгрываниепостроек. Выставка работ.
3.3
Конструирование построек по схеме с усложнением
3.3.1 Моделирование букв по схеме.
Практика: моделирование букв из кубиков Лего по схеме. Составление из них своего
имени.
3.3.2 Моделирование цифр по схеме
Практика: Моделирование цифр по схеме 6,7,8,9,0. Моделирования знаков больше,
меньше иравно, знаков «+», «-».
3.3.3 Легоматематика.
Практика: Повторение пройденного материала. Счет. Составление примеров из
построенныхцифр. Спонтанная игра детей. Анализ
3.3.4 Конструирование фигуры человека: мальчик
Практика: Упражнение «Чего нет». Конструирование фигуры мальчика.
3.3.5 Конструирование фигуры человека: девочка
10
Практика: Упражнение «Чего нет». Конструирование фигуры девочки.
3.4
Проектная деятельность
3.4.1 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Новогодняя ёлочка
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: Новогодняя
ёлочка
3.4.2 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Новогодняя игрушка.
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: Новогодняя
игрушка
3.4.3 Проект «Новый год» конструирование по схеме: Дед Мороз
Практика: Конструирование по схеме из конструктора Lego education: «Дед Мороз»
3.4.4 Калейдоскоп проектов.
Практика Презентация проектов
Раздел 4. Лего мозаика.
4.1.
Составление мозаики по схеме.
4.1.1
Составление лего мозаики по схеме «Домик».
Теория: продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем
умение читать схемы.
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Домик»
4.1.2 Составление мозаики по схеме «Бабочка».
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Бабочка»
4.1.3 Составление мозаики по схеме «Утенок на прогулке».
Практика: Плоскостное конструирование на плато «Утенок на прогулке»
4.1.4 Составление мозаики по замыслу.
Практика: Постройка на плато мозаичным способом по собственному замыслу.
Выбор схемы-карточки Презентация работ. Выставка.
Раздел 5. Конструирование объектов реального мира
5.1
Моделирование домашних животных. Постройки по схеме
5.1.1 Деревня. Постройки. Конструирование по схеме: домик, загон для
животных.Практика: Конструирование по схеме: домик, загон для животных.
5.1.2 Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме: кошка, собака.
Практика: Конструирование по схеме: кошка, собака.
5.1.3
Деревня. Домашние животные. Конструирование по схеме: цыплята,
курица,
петух.
Практика: Конструирование по схеме: цыплята, курица, петух.
5.1.4
техника конструирования сюжетных построек: домик, загон и
домашниеживотные. Обыгрывание построек. Выставка работ.
Практика: Объединение построек: загон, домик и домашние животные.
Обыгрываниепостроек.
5.2
Моделирование морских животных и рыб. Постройки по графической схеме,
по модели.
5.2.1
Конструирование осьминога.
Практика: Объёмное конструирование осьминога по модели.
5.2.2 Конструирование разноцветных рыб и водорослей.
Практика: Плоскостное конструирование различных рыб из конструктора Lego
education посхеме в технике Лего-мозаика. Добавление по замыслу водорослей, кораллов.
5.3
Проектная деятельность. Проект Аэропорт
5.3.1 Конструирование по схеме «Самолет»
Практика: Конструирование по схеме модели самолета. Конструирование взлетной
полосы
11
5.3.2 Конструирование по схеме «Пассажирский терминал» Практика:
Конструирование по схеме: пассажирский терминал. Чтение схем.
5.3.3 Конструирование по схеме «Диспетчерская вышка» Практика:
Конструирование диспетчерская вышка. Чтение схем.
5.3.4 Конструирование по схеме «Служебная машина»
Практика:
конструирование по
схеме:
служебная
машина.
Конструирование трапа. Обыгрывание построек. Выставка работ. Презентация проекта
«Аэропорт»
3. Планируемые результаты
Стартовый уровень:
Образовательные:
- различают и правильно называют детали конструктора (по цвету, форме,
количеству пар крепления).
- знают основные простейшие принципы конструирования;
- знают виды конструкций (плоские, объемные);
- способы крепления деталей между собой;
- понятия «конструкция», «архитектура», «схема»
Развивающие:
- используют специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей;
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых
предназначается;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
Воспитательные:
-сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- сформировано умение доводить начатое дело до конца.
Базовый уровень:
Образовательные:
- хорошо различают и правильно называют детали конструктора ЛЕГО (по цвету,
форме, количеству пар крепления, специальные элементы: рамы, двери, оградки);
- о дополнительных элементах, используемых в конструкциях, элементах декора;
- о жестком и подвижном способах крепления деталей между собой, о схеме, ее
значении и назначении.
Развивающие:
- конструировать по условиям заданным взрослым, по образцу, чертежу, заданной
схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке;
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- скреплять детали конструктора;
- составлять план действий, применять его при решении практических задач.
Воспитательные:
-сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- сформировано умение доводить начатое дело до конца.
12
Организационно-педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в БМАДОУ «Детский сад № 9»,
по адресу: 623702 Свердловская область г.Березовский, ул.Мира, стр.6., в кабинете
дополнительного образования № 2.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий
Оборудование:
1. Стол письменный – 1 шт;
2. Стол детский –7 шт.;
3. Стул детский – 12 шт.;
4. Стул – 1 шт.;
5. Шкаф – 3 шт.;
6. Интерактивная доска -1 шт.
Информационно-телекоммуникационные сети: - компьютер, подключен к сети
Интернет.
Материалы:
Конструкторы лего:
- с разными способами крепления – 3 набора;
- «Лего-Дупло» - 4 набора ;
- «Гигантский набор Дупло» - 2 набора;
- «ЛЕГО Education, WeDo» - 3 набора;
- электронный конструктор – 6 шт;
- «Мои первые конструкции» 2 набора;
- «Кафе +» - 2 набора;
-пластины ЛЕГО и ЛЕГО Дупло – 15 шт;
-«Моя первая история» - 2 набора;
- «Строительные кирпичики ЛЕГО» - 2 набора;
- «Окна, двери, черепица для крыши ЛЕГО» - 2 набора;
Для обыгрывания конструкций: животные, машинки и др.
4.
Методическое и нформационное обеспечение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательного и
методического издания и (или) наименование
информационного
электронного образовательного, информационного
ресурса
(печатный/электронный)
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ
печатный
Сфера, 2012.-114с
Чуприна Т.В. Современные подходы к методике легоэлектронный
конструирования в ДОО. – Режим доступа:
https://apni.ru/article/2915-sovremennie-podkhodi-k-metodikelego-konstr
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.
печатный
- Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование
печатный
логических отношений и объектов реального мира средствами
конструктора LEGO), — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное.
13
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы
Итоговая аттестация по Программе не проводится.
Промежуточная аттестация результатов обучения по Программе осуществляется
два раза в год.
Для
учащихся
первого
года
обучения
промежуточная
аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения Программы. Призваны отражать достижения
цели и задач Программы.
При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и
методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (выполнение
практической работы), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное
нахождение ошибок, устранение обнаруженных пробелов), участие в выставках
творческих работ дошкольников, дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей ребенка.
14
Фамили
Называет
Называет
я и имя
детали
детали
ребенка конструктор конструкт
а «Дупло»
ора
«Дакта»
Уровень
развития
ребенка
Высокий
Работа по
схемам
Диагностическая карта для детей 5-6 лет
Строит
Строит по
Строит
Строит по
сложные
творческому подгруппам
образцу
постройки
замыслу
и
Строит по
инструкции
Умеет
рассказать
о
постройке
Определение уровня развития ребенка
Умение правильно конструировать поделку по
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
условиям, замыслу
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел
схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в в разных его звеньях (название предмета, его
размещение элементов конструкции относительно друг друга.
назначение,
особенности
строения).
Самостоятельно работает над постройкой.
Средний
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, Тему постройки ребенок определяет заранее.
схеме, правильно выбирает
детали, но требуется помощь при Конструкцию, способ ее построения находит
определении их в пространственном расположении.
путем практических проб, требуется помощь
взрослого.
Низкий
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется
деталей и их расположении относительно друг друга.
в процессе практических действий с деталями.
Создаваемые конструкции
нечетки
по
содержанию.
Объяснить их смысл и способ построения
15
Фамил
ия и
имя
ребенк
а
Называет
детали
конструк
тора
«Дупло»,
«Дакта»
Уровень
развития
ребенка
Высокий
Средний
Низкий
Строит Строит
более
по
сложные образцу
постройк
и
Строит
по
инструк
ции
Диагностическая карта для детей 6-7 лет
Строит Работ
Использует предметы - заместители
по
ает в
творческ коман
ому
де
замыслу
Умеет рассказать
о постройке
Определение уровня развития ребенка
Умение правильно конструировать поделку по
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
условиям, замыслу
Ребенок
действует
самостоятельно,
воспроизводит Ребенок самостоятельно создает развернутые
конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется замыслы конструкции, может рассказать о своем
помощь взрослого.
замысле, описать ожидаемый результат, назвать
некоторые
из
возможных
способов
конструирования.
Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании Способы конструктивного решения находит в
по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» результате практических поисков. Может создать
исправляет их.
условную
символическую
конструкцию,
но
затрудняется в объяснении ее особенностей.
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в Неустойчивость замысла – ребенок начинает
постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. создавать один объект, а получается совсем иной и
Требуется постоянная помощь взрослого.
довольствуется этим. Нечеткость представлений о
последовательности действий и неумение их
планировать.
Объяснить
способ построения
ребенок не может.
16
6.Методические материалы
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но
включает в себя следующие части:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального
настроения, объяснение нового материала, мотивация.
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно,
увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать
позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный
настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать.
Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания
дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и
разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
- момент неожиданности – введение в диалог с детьми игрушечного персонажа,
любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и
порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- чтение фрагмента произведения художественной литературы;
- познавательная беседа и обсуждение вопросов;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение;
- просмотр иллюстраций;
- демонстрация презентаций;
- демонстрация видео или мультипликационных фильмов.
2. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность
детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по
раскрытию замысла каждого ребенка.
Включает следующие виды деятельности:
- показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции,
- разбор схемы-карточки, чертежа;
- самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу,
физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или
дыхательная гимнастика.
Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой
подгруппы.
3. Заключительная часть (до 5 минут) – анализ детских работ (рассматривание
получившейся конструкции, положительные высказывания детей и педагога о
проделанной работе, анализ и оценка, рефлексия).
Формы организации обучения конструированию:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются
образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и
показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям
прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое
конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по
образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап,
где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели / показу: детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети
могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач
17
перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и
способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна
соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный
характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у
детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают,
что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию
замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения,
полученные раннее.
Список литературы для педагога
1 Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез..
2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
3.
Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста:
методические рекомендации / авт.-сост. И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова. Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»
Нижнетагильский филиал, 2015.
Список литературы для обучающихся (родителей)
1. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» - М.: Издательство: ТЦ
Сфера, 2011.
18
Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Леголэнд»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Леголэнд»
на 2024-2025 учебный год
Периоды обучения
Общее количество
занятий в неделю
Общее количество
занятий в месяц
Общее количество
учебных недель
Общее количество
занятий в год
Общее количество
занятий за весь
период обучения
первый год обучения
(5-6 лет)
Кол-во занятий
2
второй год обучения
(6-7(8) лет)
Кол-во занятий
2
8
8
36
36
72
72
144
Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Леголэнд»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Леголэнд»
на 2024-2025 учебный год
Содержание
Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Педагогический
мониторинг
(первичный)
Педагогический
мониторинг
(итоговый)
Продолжительность
учебной недели
Летний период
Праздничные
(нерабочие) дни
Старшая группа
от 5 до 6 лет
02.09.2024
Подготовительная группа
от 6 до 7лет
02.09.2024
30.05.2025
30.05.2025
02.09.2024 – 15.09.2024
02.09.2024 – 15.09.2024
15.05.2025-30.05.2025
15.05.2025-30.05.2025
5 дней
5 дней
02.06.-31.08.2025
02.06.-31.08.2025
03.11.– 04.11.2024 г.; 29.12.2024 г. – 08.01.2025 г.; 23.02.2025 г.;
08.03.2025 г; 01.05. – 04.05.2025 г.; 08.05. - 11.05.2025 г.
20