Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Приложение 3. Рабочая программа по реализации ДООП Лего-фантазии

1.
Пояснительная записка
Программа состоит из 2 модулей:
- «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную сложность,
предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном
репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
- «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для
которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на
практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической
работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках
программы.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами конструктора ЛЕГО и робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
 Сформировать представления о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
 Обучить детей составлять план действий и применять его при решении практических задач;
 Обучить детей решать практические задачи;
 Обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, замыслу;
 Способствовать получению необходимых математических представлений – о счете,
симметрии, пропорциях;
 Способствовать формированию умений преобразовывать необходимую информацию с
использованием текста, рисунка, схемы и словесной инструкции, а также изготавливать несложные
конструкции и простые механизмы;
Развивающие:
 Формировать умение детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы,
модели;
 Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его
характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
 Развивать математические способности – считать, соблюдать пропорции, симметрию,
прочность и устойчивость конструкции;
 Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а
также моторику рук;
Воспитательные:
 Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
 Воспитывать умение воплощать в жизнь замысел, доводить начатое дело до конца;
 Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания
коллективной постройки.
Содержание Программы
Учебный план
Модуль 1 «Легоконструирование»
Наименование раздела, темы
Количество часов
2.

№
п/п

Раздел 1. Конструктор LEGO DUPLO
1.1

Путешествие в страну Lego
2

всего
10

теория
1

практика
9

10

1

9

Раздел 2. Конструирование по образцу

14

1

13

2.1 Сооружение простых построек

14

1

13

Раздел 3. Конструирование по схеме

16

1

15

3.1 Схематичное изображение построек

16

1

15

Раздел 4. Конструирование по замыслу
Раздел 5. Конструирование по условиям

19
12

3

19
9

Промежуточная аттестация

1

-

1

72

6

66

Итого

Раздел: I. Конструктор LEGO DUPLO
1.1
Путешествие в страну Lego
1.1.1 Исследователи конструктора LEGO.
Теория: Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO. (плата, кирпичик, полукирпичик,
овальные детали, горка, окошко, лапка, клювик).
1.1.2 Исследователи конструктора LEGO: крепление жесткое.
Практика: Конструирование змейки (определение цвета или сочетания цветов по желанию
детей) Скрепление трех деталей («клешня») жестким способом. Закрепление способов крепления
деталей – «кирпичная кладка», «стопка». Дидактическая игра «По местам» (группировка деталей по
цвету); Дидактическая игра «Не ошибись».
1.1.3 Исследователи деталей конструктора LEGO: размер, способы крепление (жесткое и
подвижное)
Практика: Закрепление способов крепления деталей – «кирпичная кладка», «стопка»,
построение подвижной змейки.
Тема 2. Конструирование по образцу
2.1
Сооружение простых построек
2.1.1 Конструирование и моделирование на тему «Жилые дома» (плоскостной, мозаичный и
объемный)
Теория: Различные способы конструирования и моделирования из LEGO DUPLO и LEGO
city. Плоскостной, мозаичный, объёмный. Презентация.
2.1.2 «Конструируем и моделируем жилые дома» (плоскостной, мозаичный и объёмный)
Практика: моделирование жилого дома мозаичным способом.
2.1.3 «Конструируем и моделируем жилые дома» (плоскостной, мозаичный и обьемный)
Практика: Конструирование жилого дома по образцу из кубиков LEGO DUPLO. «Чтение образца».
«Кирпичная кладка»
2.1.4 «Конструируем и моделируем жилые дома» (плоскостной, мозаичный и обьемный)
Практика: «Чтение образца», самостоятельное конструирование многоэтажного дома.
закрепить способ соединения деталей «кирпичная кладка.
2.1.5 «Конструируем и моделируем мебель: стол, стул, скамейка, диван» Практика:
Конструирование стола и стула. Обыгрывание построек.
2.1.6 «Конструируем карусели»
Практика: конструирование карусели по образцу. Принцип «прочность-польза-красота».
Выставка работ.
2.1.7 Конструирование и моделирование растений: лиственное и хвойное дерево, цветы.
Практика: Конструирование по образцу лиственных и хвойных деревьев. Анализ продукта,
соотнесение с образцом. Сюжетная игра «В парке»
2.1.8 Конструирование «Осенний лист»
Практика: Конструирование осеннего листочка мозаичным способом на плато. Выставка
3

работ.
2.1.9 Конструирование и моделирование сказочных животных
Практика: Конструирование по образцу фигуры сказочного персонажа. Обыгрывание
построек. Сюжетная игра «Сказочные герои». Дополнение построек по желанию.
2.1.10 Моделирование снежинки
Практика: Моделирование лучей снежинки в единое целое. Работа с мелким
конструктором Lego sity
2.1.11 Конструирование новогоднего колокольчика
Практика: Конструирование новогоднего колокольчика из кубиков LEGO DUPLO
2.1.12 Конструирование новогодней елочки с огнями.
Практика: Конструирование новогодней елочки из кубиков LEGO DUPLO в правильной
последовательности по нарастающей.
2.1.13 Конструирование новогодней игрушки.
Практика: Конструирование новогодней игрушки из конструктора LEGO DUPLO.
Выставка: «Новогодние украшения».
2.1.14 Конструирование животных
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1. Схематичное изображение построек.
3.1.1 Принципы схематичного изображения построек.
Теория: Принципы схематичного изображения построек. Способы чтения схем.
3.1.2 «Конструируем и моделируем транспорт: «Легковой автомобиль».
Практика: Конструирование легкового автомобиля по схеме. Упражнение на развитие
зрительного внимания «Найди такую же».
3.1.3 «Конструируем и моделируем транспорт: «Вертолет» Практика: Конструирование
вертолета по схеме.
3.1.4 «Конструируем и моделируем транспорт: «Грузовик» Практика: Конструирование
грузовика по схеме.
3.1.5 «Подъёмный кран»
Практика: Конструирование подъёмного крана по схеме. Выставка «Транспорт»
3.1.6 «Зоопарк»
Практика: Конструирование вольера, клетки для животных зоопарка.
3.1.7 «Слон»
Практика: Конструирование слона из кубиков и кирпичиков Лего методом прочного
скрепления деталей. Чтение схемы.
3.1.8 Конструирование
животных.
Практика: Конструирование животных по карточкам-схемам по выбору.
3.1.9 Конструирование динозавра
Практика: Конструирование динозавра по схеме. Самостоятельный выбор цвета кубиков Лего.
3.1.10 Конструирование робота
Практика: Конструирование робота по схеме.
3.1.11 Конструирование кораблика
Практика: Конструирование кораблика по схеме.
3.1.12 Конструирование попугая
Практика: Конструирование попугая по схеме.
Раздел 4. Конструирование по замыслу
4.1Волшебный мир аквариума.
Практика: конструируем по замыслу рыбок любым способом: мозаичным, плоскостным,
объёмным.
4.2Железнодорожная станция
Практика: конструирование железнодорожной станции по своему замыслу. Обыгрывание
построек.
4

4.3Мой дом и двор
Практика: конструирование железнодорожной станции по своему замыслу. Обыгрывание
построек.
4.4Наша любимая группа
Практика: конструирование железнодорожной станции по своему замыслу. Обыгрывание
построек
4.5Волшебный замок
Практика: конструирование волшебного замка по своему замыслу. Обыгрывание построек.
Выставка работ.
Раздел 5. Конструирование по условиям
5.1Вагоны для перевозки животных и грузов
Практика: конструирование вагонов для перевозки животных и грузов по условиямпедагога.
5.2Забавный лабиринт
Практика: конструирование вагонов для перевозки животных и грузов по заданным условиям
5.3 Комната для великана
Практика: конструирование комнаты для великана по заданным условиям
Учебный план
Модуль 2 «Строим играя»
Наименование раздела, темы
Количество часов

№
п/
п
Раздел 1. Конструктор Lego city
1.1 Путешествие в страну Lego city
Раздел 2. Конструирование по образцу
2.1 Сооружение простых построек
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1 Принципы схематичного изображения
построек
3.2 Конструирование простых построек по схеме

всего
10
10
10
10
15
5

теория
1
1
3
1

практика
9
9
9
10
12
4

3

-

3

3.3 Конструирование построек по схеме с
усложнением
Раздел 4. Лего -мозаика
4.1 Составление мозаики по схеме
4.2 Составление мозаики по заданным условиям

7

-

7

8
4
4

1
-

7
4
4

Раздел 5. Конструирование объектов
реального мира
Раздел 6. Раздел Проектная деятельность
«Космическое путешествие»

10

2

8

18

3

15

Промежуточная аттестация
Всего учебных часов:

-

1
72

11

1
61

Содержание учебно - тематического плана:
Раздел 1 Конструктор Lego city
1.1
Путешествие в страну Lego city
1.1.1 Страна Lego city.
Теория: Виды конструкторов Lego. Цветовая гамма, форма деталей Lego.
1.1.2 Знакомство с деталями конструктора LEGO CITY
Практика: Виды деталей LEGO CITY. Способы крепления, (кирпичик, пластина, горка,
5

покатая горка, куполообразный кирпичик и т.д).
1.1.3 Волшебные узоры.
Практика: Игры на составление из деталей различных симметричных узоров.
Раздел 2 Конструирование по образцу
2.1
Сооружение простых построек
2.1.1
Конструирование по образцу. Узкие ворота и заборчик. Широкие ворота и заборчик.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование узких и
широких ворот и заборчика.
2.1.2
Конструирование по образцу: домик в одну деталь. Домик четыре стены объёмный.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Конструирование домиков в одну
деталь. Конструирование объёмных домиков. Навыки построения симметричных и устойчивых
моделей.
2.1.3
Мостик через речку. Познакомить с новым конструктором LEGO CITY, его деталями.
Практика: Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук, конструктивные навыки.
Учить доводить дело до конца.
Раздел 3. Конструирование по схеме
3.1
Принципы схематичного изображения построек.
Теория: Знакомство с конструированием по схемам. Развитие умения читать схемы.
Воссоздание из строительных деталей внешние и отдельные функциональные особенности реальных
объектов.
3.2
Конструирование простых построек по схеме
3.2.1 «Веселый счет» Конструирование по схеме.
Практика: моделирование цифр из лего - кубиков и лего - кирпичиков по схеме-карточке. Счет.
3.2.2 Разные дома.
Практика: Учить строить домики разной конструкции.
3.2.3 «Транспорт»
Практика: Конструирование различных видов транспорта по схемам, объединение в один
сюжет. Разработка простейших схем самостоятельно.
3.2.4 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
3.3
Конструирование построек по схеме с усложнением
3.3.1 Многоэтажные дома.
Практика: Знакомство с городом. Конструирование жилых многоэтажных домов по схеме.
3.3.2 Наш детский сад.
Практика: Конструирование здания детского сада
3.3.3 Кафе.
Практика: конструирование сложной постройки кафе, коллективная работа
3.3.4 Моделирование фигуры человека
Раздел 4. Лего-мозаика
4.1
Составление мозаики по схеме
4.1.1
Лего-мозаика «Фрукты»
Практика: Лего-мозаика плоскостное строение фруктов на плате по схеме-карточке.
4.1.2
Лего-мозаика «Узор»
Практика: повтори узор, соблюдая симметрию по предложенной схеме.
4.2
Составление мозаики по условиям
4.2.1 Лего-мозаика «Удивительный мир»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям. Удивительный мир
4.2.2 Лего-мозаика «Мое любимое животное»
Практика: плоскостное строение на плато по заданным условиям.
6

Раздел 5. Конструирование объектов реального мира
5.1 «Цветок»
Практика: Конструирование по схеме: «Цветок»
5.2 «Деревья: ель, береза, пальма»
Практика: конструирование различных деревьев по иллюстрации из конструктора LEGO
CITY. Упражнение на развитие зрительного внимания «Найди такую же».
5.3 Конструирование Слона.
Практика: Учить строить слона из конструктора LEGO CITY. Развивать творческие навыки,
фантазию, воображение.
5.4 Конструирование крокодила.
Практика: конструирование крокодила из конструктора LEGO CITY по образцу.
5.5
Конструирование Жирафа.
Теория: продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить жирафа по образцу.
Практика: Конструирование Жирафа по графической схеме.
5.6 Конструирование Пони
Практика: Конструирование Пони по графической схеме.
5.7 Конструирование динозавра
Практика: Конструирование динозавра по заданным условиям.
5.8 Конструирование по замыслу.
Практика: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность. Выставка животных.
5.9 Лабиринт.
Практика: плоскостное строительство.
Раздел 6 Проектная деятельность «Космическое путешествие»
6.1 «Ракета, космонавты».
Теория: познакомить детей с первым космонавтом нашей страны.
Практика: Строительство ракеты из конструктора LEGO CITY по схеме.
6.2 «Космическая станция».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Коллективное
либо индивидуальное конструирование.
6.3 «Спутник. Космодром».
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Индивидуальное
конструирование спутника и космодрома.
6.4 «Луноход». Познакомить с луноходом, учить строить из конструктивных деталей.
Практика: Совершенствование раннее полученных конструкторских навыков. Коллективное
конструирование.
6.5 Итоговое занятие.
Практика: Конструирование животных по карточкам-схемам на выбор.
3. Планируемые результаты
«Стартовый» уровень
Знают:
- основные простейшие принципы конструирования;
- виды конструкций (плоские, объемные);
- способы крепления деталей между собой;
- понятия «конструкция», «архитектура», «схема»
Умеют:
- самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- соединять детали Лего-конструктора;
7

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть
ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала.
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием, в соответствии с
заданием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- работать коллективно.
Личностные результаты:
- Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
- Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
- Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений в предложенных ситуациях.
- Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
«Базовый» уровень
Знают:
- хорошо различают и правильно называют детали конструктора ЛЕГО (по цвету, форме,
количеству пар крепления, специальные элементы: рамы, двери, оградки);
Дети имеют представление:
- о дополнительных элементах, используемых в конструкциях, элементах декора;
- о жестком и подвижном способах крепления деталей между собой, о схеме, ее значении и
назначении.
Дети умеют:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым, по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке;
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- скреплять детали конструктора;
- составлять план действий, применять его при решении практических задач.
Личностные результаты:
- Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
- Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
- Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений в предложенных ситуациях.
- Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Организационно-педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в БМАДОУ «Детский сад № 9», по адресу:
623702 Свердловская область г.Березовский, ул.Мира, стр.6., в кабинете дополнительного
образования № 2.
4.

8

Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий
Оборудование:
1. Стол письменный – 1 шт;
2. Стол детский –7 шт.;
3. Стул детский – 12 шт.;
4. Стул – 1 шт.;
5. Шкаф – 3 шт.;
6. Интерактивная доска -1 шт.
Информационно-телекоммуникационные сети: - компьютер, подключен к сети Интернет.
Материалы:
Конструкторы лего:
- с разными способами крепления – 3 набора;
- «Лего-Дупло» - 4 набора ;
- «Гигантский набор Дупло» - 2 набора;
- «ЛЕГО Education, WeDo» - 3 набора;
- электронный конструктор – 6 шт;
- «Мои первые конструкции» 2 набора;
- «Кафе +» - 2 набора;
-пластины ЛЕГО и ЛЕГО Дупло – 15 шт;
-«Моя первая история» - 2 набора;
- «Строительные кирпичики ЛЕГО» - 2 набора;
- «Окна, двери, черепица для крыши ЛЕГО» - 2 набора;
Для обыгрывания конструкций: животные, машинки и др.
Методическое и нформационное обеспечение
№
п/п

1.
2.

3.
4.

Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательного и
методического издания и (или) наименование
информационного
электронного образовательного, информационного
ресурса
(печатный/электронный)
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ
печатный
Сфера, 2012.-114с
Чуприна Т.В. Современные подходы к методике легоэлектронный
конструирования в ДОО. – Режим доступа:
https://apni.ru/article/2915-sovremennie-podkhodi-k-metodikelego-konstr
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.
печатный
- Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование
печатный
логических отношений и объектов реального мира средствами
конструктора LEGO), — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований;
Уровень образования педагога: среднее профессиональное.
Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная переподготовка
по профилю программы.
5. Оценочные материалы
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программе
не проводится.
Промежуточная аттестация результатов обучения по Программе осуществляется два раза в
год.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце
9

учебного года, согласно календарному учебному графику.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения
результативности освоения Программы. Призваны отражать достижения цели и задач Программы.
При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (выполнение практической
работы), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, устранение
обнаруженных пробелов), участие в выставках творческих работ дошкольников, дифференциация и
подбор заданий с учетом особенностей ребенка.
Фамилия
и имя
ребенка

Уровень
развития
ребенка
Высокий

Средний

Низкий

Называет
цвет
деталей

Диагностическая карта для детей 3-4 лет
Называет Скрепляет
Строит
Строит
Точность
детали
детали
элементарные элементарные скрепления
постройки в
постройки в
и быстрота
соответствии соответствии выполнения
с заданием
с условием,
(образец,
замыслом
схема)

Определение уровня развития ребенка
Умение правильно конструировать поделку по
Умение правильно
конструировать
поделку по
образцу, схеме
условиям, замыслу
Ребенок называет цвет детали, называет Ребенок строит элементарные
детали, может скреплять их, самостоятельно постройки с условием, по
делает постройку, используя образец, схему, замыслу.
Самостоятельно
действует самостоятельно и практически без
работает над постройкой.
ошибок в размещение элементов конструкции
Присутствует
точность
относительно друг друга.
и
быстрота
Присутствует точность скрепления и быстрота скрепления
выполнения.
выполнения.
Ребенок делает незначительные ошибки при При конструировании требуется
работе по образцу, схеме, правильно называет помощь взрослого.
цвет и детали, может выбирать их, но
требуется помощь при определении их в
пространственном расположении.
Ребенок
испытывает
затруднения
при Создаваемые
конструкции
назывании детали, не умеет правильно нечетки
по
содержанию.
«читать» схему, ошибается в выборе деталей и Объяснить их смысл и способ
их расположении относительно друг друга.
построения ребенок не может.
Конструирует медленно, нарушена точность
Конструирует
медленно,
скрепления.
нарушена точность скрепления.
Диагностическая карта для детей 4-5 лет

Фамил
ия и
имя
ребенк
а

Называ
ет
детали

Называ
ет
форму

Умеет
Строит
Строит
Строит
Называе
скрепля элементарн элементарн элементарн
т
ть
ые
ые
ые
детали,
детали постройки постройки постройки изображ
по образцу
по схеме
в
енные
10

Умеет
рассказа
ть о
построй
ке

соответств
ии с
условием,
замыслом

на
карточк
е

Определение уровня развития ребенка
Умение правильно конструировать Умение правильно конструировать поделку по
условиям, замыслу
поделку по образцу, схеме

Уровень
развития
ребенка
Высокий Ребенок самостоятельно делает
постройку,
используя
образец,
схему, действует самостоятельно и
практически
без
ошибок
в
размещение
элементов
конструкции относительно друг
друга.
Средний Ребенок делает незначительные
ошибки при работе по образцу,
схеме, правильно выбирает детали,
но
требуется
помощь
при
определении их в пространственном
расположении.
Низкий
Ребенок не умеет правильно
«читать» схему, ошибается в
выборе деталей и их расположении
относительно друг друга.

Уровень
развития
ребенка
Высокий

Ребенок
самостоятельно
разрабатывает
замысел в разных его звеньях (название
предмета, его назначение, особенности
строения). Самостоятельно работает над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет заранее.
Конструкцию, способ ее построения находит
путем практических проб, требуется помощь
взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема
меняется в процессе практических действий с
деталями. Создаваемые конструкции нечетки
по содержанию. Объяснить их смысл и
способ построения
ребенок не может.

Определение уровня развития ребенка
Умение правильно конструировать
Умение правильно конструировать поделку
по условиям, замыслу
поделку по образцу, схеме
Ребенок действует самостоятельно, Ребенок
самостоятельно
создает
воспроизводит
конструкцию развернутые замыслы конструкции, может
правильно по образцу, схеме, не рассказать о своем замысле, описать
требуется помощь взрослого.
ожидаемый результат, назвать некоторые
из возможных способов конструирования.

11

Средний

Ребенок допускает незначительные
ошибки в конструировании по
образцу, схеме, но самостоятельно
«путем проб и ошибок» исправляет
их.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и
расположении деталей в постройке,
готовая постройка не имеет четких
контуров. Требуется постоянная
помощь взрослого.

Способы конструктивного решения находит
в результате практических поисков. Может
создать
условную
символическую
конструкцию,
но
затрудняется
в
объяснении ее особенностей.
Неустойчивость
замысла
–
ребенок
начинает создавать один объект, а
получается совсем иной и довольствуется
этим.
Нечеткость
представлений
о
последовательности действий и неумение их
планировать.
Объяснить
способ
построения ребенок не может.

6.Методические материалы
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя
следующие части:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения,
объяснение нового материала, мотивация.
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и
творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и
педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание
экспериментировать и созидать.
Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания
дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный
мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
- момент неожиданности – введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого
сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в
увлекательное путешествие в сказочную страну;
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- чтение фрагмента произведения художественной литературы;
- познавательная беседа и обсуждение вопросов;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение;
- просмотр иллюстраций;
- демонстрация презентаций;
- демонстрация видео или мультипликационных фильмов.
2. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под
руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого
ребенка.
Включает следующие виды деятельности:
- показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции,
- разбор схемы-карточки, чертежа;
- самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, физкультминутка,
видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика.
Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы.
3. Заключительная часть (до 5 минут) – анализ детских работ (рассматривание получившейся
конструкции, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе, анализ и оценка,
рефлексия).
Формы организации обучения конструированию:
12

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек,
выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их
воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний,
способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с
развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели / показу: детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из
имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но
не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное
средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная
разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее
возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как
правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе
этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма
организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь
позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
Список литературы для педагога
1. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.сост. И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова. - Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт
развития образования» Нижнетагильский филиал, 2015.
2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
3. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез.
Список литературы для учащихся (родителей)
1. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2011.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».